Консультация для родителей "Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет"
консультация

Коняева Ольга Владимировна

Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

Консультация для родителей

«Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет»

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Коняева Ольга Владимировна

г. Оренбург

Пояснительная записка

Известный психолог Выготский Л.С. считал, что, обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций ребёнка. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости ребёнка к речи.

Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий.

Цель: приблизить родителей к процессу обучения детей 5-7 лет и закреплять полученные знания на занятиях.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы поговорить о подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данной консультации считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к процессу обучения и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучение грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

 Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

I этап - Подготовительный этап.

Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание. И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия: паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин и т.д.

II этап - Знакомство с гласными звуками.

На этом этапе важно научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры: "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл); "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  1. Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
  2. Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас).
  3. Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис).
  4. Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а затем в середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа,), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

III этап - Знакомство с согласными звуками.

Начинаем со звуков [м], [н], потому что артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, мы используем следующую схему:

Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ колокольчика.

C:\Users\xxx\Downloads\slide_10.jpg

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов:

  1. назвать количество звуков в слове;
  2. назвать звуки по порядку;
  3. сколько в слове гласных звуков в слове;
  4. назвать их по порядку;
  5. сколько согласных;
  6. назвать первый звук, последний, третий.

IV этап - Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я – яблоко)

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, пуговиц, бусинок.

На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает, распространяет и заменяет слова в предложении.

Задание для родителей: «Мальчик лепит». - распространите предложение. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега.

А теперь сократите его. Мальчик лепит.

- Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить.

Далее составляется схема предложения, определяется сколько слов в предложении, какое первое слово, второе и т.д.

На своих занятиях я стараюсь использовать интересные методы и формы, современные инновационные технологии: презентации (показ отрывков из нескольких презентаций), специальные таблицы по звуковому анализу слов.Их особенность — в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы.

-Я предлагаю вам задания, которые дети выполняют на занятиях по

подготовке к обучению грамоте.

C:\Users\xxx\Downloads\59c0a4f77776c.jpg

Давайте вместе с вами заполним одну, две таблицы.

С родителями проводится звуковой анализ слов лиса, луна, мак.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

По окончании родителям раздать памятки «О том, как работать со звуковыми таблицами в домашних условиях» и схему «Характеристика звука».

 Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь педагогам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления трудностей фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
  2. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.
  3. Соловьева Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении грамоте

В работе рассказывается об инновациях в обучении  детей грамоте...

Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения

Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей.  Это возмож...

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ.Инновационные технологии и методы.".

Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ. Инновационные технологии и методы."(из опыта работы)...

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...