Главные вкладки

    Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ.Инновационные технологии и методы.".
    статья

    Николаева Елена Викторовна

    Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ. Инновационные технологии и методы."(из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_stati_1.docx32.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме: Обучение грамоте детей с ОВЗ, инновационные технологии и методы (из опыта работы).

    Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ). Среди различных категорий обучающихся с ОВЗ выделяются дети с множественными нарушениями, для которых характерно сочетание нарушений интеллектуального развития с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра (РАС) и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Из современных исследований известно, что распространенность множественных нарушений - 40% среди каждой категории детей с ОВЗ. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования  вне специальных условий  обучения и воспитания. В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
          Важное место в учебном процессе, который  мы осуществляем , занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
          В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и  умственного  развития детей с РАС  и ДЦП. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.
           Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

    В СОГБУ «Центр «Вишенки»  в 2014 году организовано отделение образовательной деятельности , в которое зачислено и обучается 11 детей(7 детей с диагнозом РДА и 4 ребенка с ДЦП). Для каждого из которых составлена  адаптированная индивидуальная образовательная программа,   на основе программы «Школа России», программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида(подготовительный,1-4класс),под редакцией В.В. Воронковой.

    Особенности коррекционно-развивающей работы  с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к  каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Чтобы составить индивидуальный маршрут, каждый ребенок обследуется при поступлении в отделение педагогом-психологом, учителем-дефектологом ,родителями. На заседании ПМПк обсуждаются особенности возможностей каждого ребенка. И на основании вынесенного решения ПМПк составляется индивидуальные маршруты сопровождения. Остановимся подробно на работе по обучению грамоте детей с ДЦП. Как известно, при ДЦП основное нарушение-это двигательное.  Дети с ДЦП  испытывают огромные трудности при овладении письменной речью. Практика показывает, как важно в процессе обучения  сформировать у детей навыки правильного письма. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учебной деятельности. Овладение письменной речью обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.  Нарушение деятельности какой-либо из систем, либо их взаимодействия приводит к невозможности полноценного усвоения ребенком письменной речи

    Свою работу уроков письма начали с  развития двигательного праксиса ,которая проходила  последовательно. Сначала детей обучаем простым статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имеет игровое название). Потом постепенно добавляются упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями.

    Далее становится приоритетным направлением работа по развитию функциональных возможностей кистей рук. Детям с церебральным параличом наиболее трудно бывает изолировать тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. У детей тренируем жесты: показать, погрозить, подозвать, помахать рукой и т. д. Речь подкрепляет движения, помогает их контролировать, связывает намерение и действие. У большинства детей с ДЦП,  пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически.

    Для формирования правильного дифференцированного захвата детей необходимо учить брать предметы, контрастные по размеру, форме, структуре различными способами: всей кистью, всеми пальцами, «щепоткой», большим и указательным пальцами, тремя пальцами (особенно удлиненных предметов, карандаша, ручки). Для тренировки точности, используем упражнения на помещение мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом. Применение для этой работы мелких предметов разных цветов или размеров необходимо для того, чтобы ребенок дифференцированно размещал предметы и прослеживал соответствующие движения руки, а также учился пересекать среднюю линию тела, получал тактильные и слуховые ощущения.

    Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей. Развитие тактильных ощущений проводится с помощью игры «волшебный мешочек», ощупывания предметов с разной фактурой без зрительного контроля. Дети с гиперкинетической формой ДЦП нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова должны быть зафиксированы во время письма, на противоположную руку надет утяжеленный браслет. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми и желательно большего диаметра. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой.

    Теперь переходим к формированию графических элементов письма. В своей работе я использовала прописи под редакцией  Воронковской Т.Ф. В своих прописях она предъявляет следующие требования к обучению детей письму: упрощена конфигурация  некоторых букв, исключает обведение букв, письмо по точкам. Пропись делит условно на 5 ступеней ,одна из ступеней плавно переходит в другую. Введение начинаем с ориентации на листе ,для этого используем рисунок дома и его частей, затем опираясь на жизненный опыт учащихся ,выясняем расположения потолка(вер),пола(низ) и т.д.Это соотношение переносим на верхнюю и нижнюю линии рабочей строки и вспомогательной. Необходимо отметить, что буквы пишем довольно крупные (6см) и фломастером, не забывая проговаривать маршрут написания буквы. В течении первого полугодия основной вид деятельности был –устная работа, которая была направлена на осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу .Прежде чем выполнить письменную работу, ребенок устно проговаривал, что он будет писать .В ходе своей работы, я пришла к выводу, что дети не смогут самостоятельно писать, так как все письменные работы выполняли дети совместно с мамами, поэтому особенно важна компьютеризация процесса обучения письму, так как овладение работой на компьютере позволяет совершенствовать навыки письменной речи, дает возможность полноценного обучения, тренирует память, создает эмоционально положительный настрой, облегчает контроль педагога за уровнем знаний, поэтому в программу был введен обязательный предмет «Информатика».На уроках письма и математики мы используем компьютер.

    Если говорить о работе по обучению грамоте детей с РАС, то дети разбиты на подгруппы и в зависимости от темы занятия их либо соединяют в микрогруппы по 2-3 человека, либо занятия проводятся индивидуально. Так же учитываются индивидуальные особенности детей с данным диагнозом и, в зависимости от их поведения на определенном уроке, всегда имеется возможность привлечь дополнительно педагогов отделения.

    На занятиях по обучению грамоте используются следующие виды технологий:
    Традиционные технологии  обучения в    работе с детьми являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
    Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. Игровая деятельность у группы учащихся с РДА является преобладающей, познание мира происходит через игровую деятельность.
     Инновационные  технологии.

    Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. Учащиеся чувствуют себя более уверенно, когда информация поступает через компьютерные программы. Дети проявляют речевую активность, активнее реагируют на инструкции, многие из инструкций стараются выполнять. Для многих детей с РАС работа с компьютером снимает напряжение и страх, дети чувствуют себя увереннее, практически исчезают страхи быть непонятыми. Заметные результаты проявляют наиболее сложные дети. Они с четкостью называли буквы и повторяли слова, которые демонстрировались по средствам компьютерных игр. В свою очередь эти дети с трудом называли буквы и повторяли слова, когда к ним обращались педагоги.

    В   учебно-воспитательном процессе мы  используем :
    - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ;
    -использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;
    -аудиовизуальные  технологии.
    Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.
    На уроках по обучению грамоте применяем элементы методов коррекции посредствам арт-терапии. 

    «…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». (Золотое правило дидактики Я. А. Коменского)

    Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво! Дети с удовольствием выводят кистью печатные и прописные буквы. Используют различные цвета и имеют при этом право выбора. Создавая свои шедевры, дети снимают напряжение, радуются эстетической стороне своего рисунка и в тоже время имеют хорошую возможность знакомиться с графическим символом.
    Для закрепления знаний графических символов букв мы используем метод пластилинография. Дети размазывают пластилин, либо делают объемные буквы.

    Использую в своей работе также фломастеры и ручки ароматизированные, они привлекают внимание детей и заставляют их лишний раз обратить внимание на образы букв, слов.

    Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
    Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:
    •  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
    •  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
    •  создаются щадящие условия для слабых;
    •  у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
    •  отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
    •  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
    •  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
    Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих  технологиях.
    Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
       На уроках не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
    •  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
    •  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
    •  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
    •  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
    •  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
    •  дополнительные упражнения;
    •  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
    Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

    Коррекционно-развивающие технологии, применяемые на занятиях, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

    К, сожалению, в своей работе сталкиваемся с такими трудностями как- попадание  под образовательные стандарты для детей с нормой, дети не могут показать необходимый уровень знаний по гостам и не можем предсказать результат, особенно при работа с детьми с РАС, необходимы пролонгированные сроки обучения отдельных предметов, а также требований к результатам обучения и их оценке для данной группы детей.

    Список используемой литературы

    1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.

    2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

    3. Обучение письму детей с проблемами в развитии. Прописи и методическое руководство (комплект) Автор/составитель: Воронская Т. Ф Издательство: М.: Книголюб, 2006.

    4. Лаврентьева, Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» [Текст] / Н.Б.Лаврентьева // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 45-53. – Библиогр.: с. 53.

    5. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О.С. Никольская // Дефектология. - 1995. - №2.

    6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения)
    7.Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над формированием связной речи у детей с использованием инновационных технологий.

    В работе говорится о том, что при использовании  схем, моделей  дети хорошо усвоят общий способ составления описательных рассказов....

    Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

    Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

    Доклад на тему " Обучение письму и чтению гиперактивных детей"

    Как работать с гиперактивными детьми. Как помогать этим детям....

    «Эффективность использования игры при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»

    Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

    Доклад на тему: "Обучение леворуких детей письму"

    Особенности обучения леворуких детей письму....