Сообщение на тему: "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
учебно-методический материал
Представленное сообщение рассказывает об основных направлениях по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста. Подготовка дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
Первое направление – развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова.
Второе направление – обучение звуковому анализу слова.
Третье направление – знакомство детей со всеми буквами русского алфавита, формирование механизма чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Одним из важных направлений работы воспитателя является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Эта работа носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. Подготовка дошкольников к обучению грамоте осуществляется по следующим направлениям:
Первое направление – развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова.
Второе направление – обучение звуковому анализу слова.
Третье направление – знакомство детей со всеми буквами русского алфавита, формирование механизма чтения.
Итак, с чего же начать? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Дети узнают, что слова могут быть длинными и короткими, учатся сравнивать слова по протяжённости. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха дошкольников.
У детей формируются умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.
На первом направлении я делаю следующее: переключаю внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону и здесь мне на помощь приходит игра. Я предлагаю детям поиграть в жуков. «Какую песенку поёт жук?» - спрашиваю у детей. «Ж-ж-ж» - отвечают дети и летают по комнате как жуки. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове жук?» - спрашиваю я. – «В других словах: ножницы, ёж. Хлопни, если услышишь в слове звук –ж.
Предлагаю детям игру: «Три слова». Я произношу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах – утка, ужин, уши.» Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (дым, сыр, мыло).
Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть. Я говорю детям: «Протяните звук – з, так поёт комарик, ш - так шипит змея, шелестит трава.
Ребята, давайте быстро произнесём звук – п, так пыхтит ёжик.» Каждый раз обязательно заканчиваю такую игру называнием слов, в которых звенит комарик, работает «мотор». Стараюсь произносить слово необычно, а особо, протягивая голосом нужный звук.
Ну вот, первый этап обучения пройден. Но это не значит, что ребёнок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слов – это значит назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое –то явление, явление лучше материально представить. По второму направлению своей работы я делаю следующее. Рисую схему звукового состава слова. Например, мак: три звука – три клеточки. Даю ребёнку карточку с изображением мака, а под изображением нарисованы три клеточки. Задаю вопросы: «Сколько клеточек под изображением. – три. – Сколько звуков в слове мак? – тоже три. Скажи слово мак так, чтобы в нём слышался первый звук. Какой первый звук? Закроем первую клеточку фишкой и т.д. Нужно произносить слово и одновременно вести палочкой - указкой по схеме.
Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, поэтому ребёнок должен называть звуки так как они слышатся.
После того как будут проанализированы трёхзвуковые слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные звуки.
На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно несколькими способами:
- сначала детям просто предлагаю разобрать новое слово;
- затем дети под диктовку убираю фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;
- далее еще раз ставлю фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:
- спрашиваю: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;
- послушай: М (пауза небольшая), А (пауза), К. Если вместе, какое слово получится? (мак). Если малыш затрудняется, повторяю еще раз или сокращаю временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай: м, а, к. А вместе?»;
- проводя звуковой анализ слов, даю задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом и мак, суп и сук, найти разные звуки в словах дом и дым, сом и сам, лук и лак, сук и сок, сон и сын.
- Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом и рак).
Гласные и согласные
После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, ввожу новое – учу различать гласные и согласные.
Даю ребёнку возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как я это делаю.
Выделяю с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит звуки, которые слышатся в середине – а, о, у, э, ы, и. Говорю: «Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверяю вместе с детьми, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого я объединяю все эти звуки в одну группу и говорю, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.
Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, говорю ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.
А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.
Говорю ему: «Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».
Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обращаю внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.
Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко - зелёными фишками. Попробую разобрать с малышом слова Нина (н, и н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята. Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, он должен охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).
В звуковом анализе слова перехожу к более сложным заданиям: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных: луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила. Затем слова типа: сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.
Когда вижу, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, убираю схему. Предлагаю ребёнку выложить фишки прямо на столе.
На третьем направлении работы дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции. Знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки, овладевают слоговым и слитным способом чтения.
В членении предложения на слова в качестве основного методического приёма предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно раскрыть словесное строение предложения, даёт возможность создать ориентировку в речевой действительности.
Основной задачей на этом направлении является знакомство детей с буквами и выкладывание слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «Мягкий согласный звук». В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Необходимо следить. Чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Здесь я предлагаю детям следующие задания: произношу слово, а ребёнок повторяет его с выделением ударного звука и называет звук. Предлагаю детям назвать слова с определённым ударным гласным звуком.
При ознакомлении с согласными буквами, указываю на то, что все согласные буквы, за редким исключением, обозначают два звука. В своей работе я реализую этот принцип так: предлагаю детям выложить слово Нина. Гласные буквы дети выкладывают соответствующими буквами, а звуки «н», «нь» соответствующими фишками – зелёной и синей. Затем предлагаю назвать звуки, обозначенные фишками и здесь говорю, что эти звуки обозначаются одной буквой – Н. Дети называют букву – «нэ».
Каждую новую согласную букву, которую изучаю с детьми, рассматриваем. Спрашиваю у детей на что она похожа.
Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста – основа успешного овладения чтением.
Рекомендации для воспитателй детского сада...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения. Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

Умение слушать и слышать- основные факторы развития речи и овладения грамотой детей дошкольного возраста.
Семинар к педсовету....

Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста педагога-психолога с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществляния полноценого развития ребенка...

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста
Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста...

Краткая характеристика второго раздела Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих дошкольные образовательные организации.
Данный раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов....
