Сообщение на тему: "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
учебно-методический материал

Казакова Людмила Николаевна

         Представленное сообщение рассказывает об основных направлениях по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста. Подготовка дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

 Первое направление – развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова.

Второе направление – обучение звуковому анализу слова.

Третье направление  –  знакомство детей со всеми буквами русского алфавита, формирование механизма чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_obucheniyu_gramote.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Одним из важных направлений работы воспитателя является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Эта работа носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. Подготовка дошкольников к обучению грамоте осуществляется по следующим направлениям:

 Первое направление – развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова.

Второе направление – обучение звуковому анализу слова.

Третье направление  –  знакомство детей со всеми буквами русского алфавита, формирование механизма чтения.

Итак, с чего же начать? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Дети узнают, что слова могут быть длинными и короткими, учатся сравнивать слова по протяжённости. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха дошкольников.

У детей формируются умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

На первом направлении я делаю следующее: переключаю внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону и здесь мне на помощь приходит игра. Я предлагаю детям поиграть в жуков. «Какую песенку поёт жук?» - спрашиваю у детей. «Ж-ж-ж» - отвечают дети и летают по комнате как жуки. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове жук?» - спрашиваю я. – «В других словах: ножницы, ёж. Хлопни, если услышишь в слове звук –ж.

Предлагаю детям игру: «Три слова». Я произношу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах – утка, ужин, уши.» Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (дым, сыр, мыло).

Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть. Я говорю детям: «Протяните звук – з, так поёт комарик, ш -  так шипит змея, шелестит трава.

Ребята, давайте быстро произнесём звук – п, так пыхтит ёжик.» Каждый раз обязательно заканчиваю такую игру называнием слов, в которых звенит комарик, работает «мотор». Стараюсь произносить слово необычно, а особо, протягивая голосом нужный звук.

Ну вот, первый этап обучения пройден. Но это не значит, что ребёнок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слов – это значит назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое –то явление, явление лучше материально представить. По второму направлению своей работы я делаю следующее. Рисую схему звукового состава слова. Например, мак: три звука – три клеточки. Даю ребёнку карточку с изображением мака, а под изображением нарисованы три клеточки. Задаю вопросы: «Сколько клеточек под изображением. – три. – Сколько звуков в слове мак? – тоже три. Скажи слово мак так, чтобы в нём слышался первый звук. Какой первый звук? Закроем первую клеточку фишкой и т.д. Нужно произносить слово и одновременно вести палочкой - указкой по схеме.

Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, поэтому ребёнок должен называть звуки так как они слышатся.

После того как будут проанализированы трёхзвуковые слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные звуки.

На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно несколькими способами:

- сначала детям просто предлагаю разобрать новое слово;

- затем дети под диктовку убираю фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;

- далее еще раз ставлю фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:

- спрашиваю: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;

- послушай: М (пауза небольшая), А (пауза), К. Если вместе, какое слово получится? (мак). Если малыш затрудняется, повторяю еще раз или сокращаю временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай: м, а, к. А вместе?»;

- проводя звуковой анализ слов, даю задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом и мак, суп и сук, найти разные звуки в словах дом и дым, сом и сам, лук и лак, сук и сок, сон и сын.

- Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом и рак).

Гласные и согласные

После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, ввожу новое – учу различать гласные и согласные.

 Даю ребёнку возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как я это делаю.

Выделяю с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит звуки, которые слышатся в середине – а, о, у, э, ы, и.  Говорю: «Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверяю вместе с детьми, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого я объединяю все эти звуки в одну группу и говорю, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.

Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, говорю ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.

Говорю ему: «Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обращаю внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко - зелёными фишками. Попробую разобрать с малышом слова Нина (ни н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята. Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, он должен охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).

В звуковом анализе слова перехожу к более сложным заданиям: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных: луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила. Затем слова типа: сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.

Когда вижу, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, убираю схему. Предлагаю ребёнку выложить фишки прямо на столе.

На третьем направлении работы дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции. Знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки, овладевают слоговым и слитным способом чтения.

В членении предложения на слова в качестве основного методического приёма предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно раскрыть словесное строение предложения, даёт возможность создать ориентировку в речевой действительности.

Основной задачей на этом направлении является знакомство детей с буквами и выкладывание слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «Мягкий согласный звук». В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Необходимо следить. Чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Здесь я предлагаю детям следующие задания: произношу слово, а ребёнок повторяет его с выделением ударного звука и называет звук. Предлагаю детям назвать слова с определённым ударным гласным звуком.

При ознакомлении с согласными буквами, указываю на то, что все согласные буквы, за редким исключением, обозначают два звука. В своей работе я реализую этот принцип так: предлагаю детям выложить слово Нина. Гласные буквы дети выкладывают соответствующими буквами, а звуки «н», «нь» соответствующими фишками – зелёной и синей. Затем предлагаю назвать звуки, обозначенные фишками и здесь говорю, что эти звуки обозначаются одной буквой – Н. Дети называют букву – «нэ».

Каждую новую согласную букву, которую изучаю с детьми, рассматриваем. Спрашиваю у детей на что она похожа.

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста...