Роль дополнительного образования в начальных классах
статья

Королева Юлия Викторовна

Роль дополнительного образования в начальной школе, его влияние на формирование личности и развития творческого потенциала ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dopolnitelnogo_obrazovanie_v_nachalnyh_klassah.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дополнительного образования в начальных классах

В последнее время дополнительное образование выделяется как одно из приоритетных направлений и видов деятельности учебного заведения. При этом дополнительное образование ориентируется не только на «среднего» ученика, но и на нестандартных детей.

Дополнительное образование позволяет формировать у ребенка ощущение ценности собственной и чужой личности, самосознание, позволяет ребенку избавиться от привычки действовать только по подсказке. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

  • Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
  • Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.

В дополнительном образовании ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить следующие направления деятельности:


1. Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.

2. Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.

3. Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.

4. Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.

5. Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы. Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

6. Художественно-прикладное направление. Способствует развитию творческих способностей и раскрытию скрытых талантов. Помогает ребенку понять эстетическое понятие творчества, научить его мыслить нестандартно, проявлять фантазию, мышление, креативность, также очень развивает мелкую моторику, внимательность, усидчивость, способность работать в группе.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов: Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы. Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях. Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия, отслеживается количество пропусков занятий.


С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

1-ая ступень (начальная школа) – расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, своеобразная «проба сил, навыков, умений и способностей»;

2-ая ступень (средняя школа) – формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

3-я ступень (старшая школа) – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации [

В настоящее время каждый ребенок посещает кружки, секции, дома творчества. Родители и педагоги стараются раскрыть и развить способности детей к творчеству, труду. Родители понимают роль дополнительных занятий, осознают, что знания, полученные и заложенные в детстве, помогут ребенку в дальнейшем обучении.

Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в творческих кружках позволяет каждому школьнику найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов родителей, ближайшего окружения.

Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.

В дальнейшем, творческая профессия предполагает не просто определенных знаний в той или иной области, но и требует таланта человека, фантазии, умения созидать и творить, начало которых закладывается в творческих студиях, коллективах, кружках. Многим нравится творчество, а необходимое условие для творчества – интерес. Главное дать человеку основу, на которой будет продолжаться развитие. В этом и есть главная роль дополнительного образования в школе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дополнительного образования в социализации учащихся»

О влиянии дополнительного образования на личность ребенка...

Технологии дополнительного образования учащихся начальных классов

Школа - это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития человека на протяжении 10 лет. Абсолютным критерием качества образовательной системы является выпускник ш...

Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая реда...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся...

Рабочая программа ОФП "красивая осанка" для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс

Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории общей физической подготовки с направленностью на коррекцию осанки, а также основополагающие практические уме...

Рабочая программа по степаэробике для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс

программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории аэробики (в частности, степ-аэробики), а также основополагающие практические умения и навыки в дан...