Программа дополнительного образования для начальных классов "Оригами" 72 ч.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс)

Приведена программа доп. образования для 1-2 классов начальной школы по обучению оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obrazovaniya_dlya_8_klassa_origami.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга‌‌‌

‌‌Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Приказ № ________от ___________

Педагогического совета

ИО директора ГБОУ гимназия № 61

Протокол №________от ________

Н.С.Андреева

Дополнительная общеразвивающая программа

«Оригами»

Направленность: техническая

Уровень: общекультурный

Срок освоения: 1 год

Возраст обучающихся: 6-8 лет

СОСТАВИТЕЛЬ: 

Шишкин Николай Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2024-2025 учебный год

Оглавление

1. Пояснительная записка. 3

Актуальность программы. 3

Основания для разработки программы 3

Отличительные особенности программы 4

Цели и задачи программы 4

Планируемые результаты освоения программы 5

2. Организационно-педагогические условия реализации программы 5

Язык реализации 5

Форма обучения 5

Условия набора и формирования групп 5

Формы организации и проведения занятий 5

Материально-техническое оснащение 6

3. Учебный план 6

4. Календарный учебный график 6

5. Содержание программы. 6

6. Методические и оценочные материалы 8

Приложение № 1(список и описание лабораторных работ) 9

1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» относится к среднему уровню и имеет техническую направленность.

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на удовлетворение познавательного интереса учащихся, расширение информированность в данной образовательной области, обогащения навыков общения и коммуникации, поможет приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, развить мелкую моторику.

Обучение искусству оригами позволит развить интеллектуально-творческий потенциал учащихся, сформировать и развить умение читать чертежи и схемы, следовать инструкциям.

Актуальность программы.

В условиях развития современного общества возникает необходимость формирования успешной личности, т.е. разносторонне развитой, творческой, максимально реализовавшей свои потенциальные возможности. Одним из средств достижения этого может выступать обучение различным способам творческого самовыражения, таким как обучение рисованию, разным методикам работы с бумагой,в т.ч. и искусству складывания бумаги – оригами. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Последние исследования психологов и педагогов позволили сделать выводы о том, что занятия оригами являются актуальными для детей в наше время, поскольку активизируют творческое мышление, повышают интеллектуальные способности, стабилизируют психоэмоциональное состояние.

Занятия по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе "Оригами" помогут детям:

  • овладеть различными приемами работы с бумагой, такими, как

сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

  • сформировать навыки работы руками, что будет способствовать,

развитию мелкой моторики, точному движению пальцев, развитию

глазомера;

  • научиться следовать устным инструкциям в процессе изготовления

поделки, что является необходимым для развития концентрации внимания;

  • стимулировать развитие памяти, поскольку при изготовлении

поделки, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления,

приёмы и способы складывания;

  • развить речь, так как в процессе знакомства с основными

геометрическими понятиями происходит обогащение словаря ребенка

специальными терминами;

  • развить пространственное воображение, так как складывающие

фигурки необходимо представить в объёме;

  • сформировать навыки чтения схем, потому что схемы некоторых изделий, по которым будут складывать фигурки, будут представлены на диаграммах(чертеже).

Занятия в коллективе воспитывают чувство товарищества, взаимовыручки, умения чувствовать ответственность. Групповые занятия способствуют социализации и адаптации детей и подростков в обществе.

Программа направлена на формирование универсальных умений, навыков, развитие познавательных интересов учащихся в творческой сфере.

Основания для разработки программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации"

- Распоряжение Правительства РФ от N 678-р (ред. от ) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")

- Распоряжение Правительства РФ от N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

- Приказ Минпросвещения России от N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 28 "Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от N 105-р "Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы"

- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №61 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В

процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и

внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими

учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и

создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в

которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых

используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Программа составлена с учетом особенностей возрастной психологии учащихся.

Цели и задачи программы

Цели программы

  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся посредством обучения искусству оригами
  • Развитие мелкой моторики учащихся.
  • Развитие эстетического вкуса учащихся.

Задачи программы

Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным, письменным и видео- инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках рисования и оригами, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся: конструктивное мышление, сообразительность.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Развитие познавательной и жизненной активности, самостоятельности, коммуникабельности.
  • Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности за свою деятельность (работа в команде).
  • Воспитание трудолюбия и стремления к достижению намеченной цели.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные:

  • Обучающийся будет знать: историю возникновения оригами, основные приемы работы, базовые элементы оригами;
  • Будет знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги; название, приемы складывания модулей; необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
  • Обучающийся будет уметь: подбирать бумагу нужного цвета; выполнять разметку листа бумаги; пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
  • Обучающийся будет уметь: пользоваться чертежными инструментами, ножницами; собирать модели животных и транспортных средств; создавать художественные композиции на основе моделей оригами; создавать декоративные цветочные шары (кусудамы).

Метапредметные:

  • научится определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическими работниками вопросов;
  • научится с помощью педагогических работников формировать цель, планировать изменения объектов, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • научится выбирать источник получения информации; научится согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • научится анализировать и создавать текстовую, графическую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
  • Развивать практические умения работать с инструментами, с различными источниками информации.

Личностные:

  • Воспитание чувства личной ответственности.
  • Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.
  • Становление ценностного отношения к своей Родине
  • Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
  • Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и для других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной), бережное отношение к физическому и психологическому здоровью.
  • Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
  • Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации

Проведение занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Хочу все знать» осуществляется на государственном языке РФ

Форма обучения

Занятия проводятся в очной форме. Форма занятий: комбинированное занятие, лабораторный практикум, круглый стол, конференция.

Условия набора и формирования групп

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 8 лет.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Формы организации и проведения занятий

Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

При определении режима занятий учтены санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю – 2 часа.

Материально-техническое оснащение

- зал для занятий;

- проектор и компьютер.

- лабораторное оборудование.

3. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

История и основные термины оригами

2

1

1

опрос

2.

Базовая форма воздушный змей

6

1

5

опрос, наблюдение

3

Базовая форма треугольник

9

1

8

опрос,

наблюдение

4

Базовая форма дверь

5

1

4

опрос,

наблюдение

5

Базовые формы блин, рыба

5

1

4

опрос,

наблюдение

6

Новогодние фигурки.

9

1

8

Выставка

7

Птицы оригами

7

1

6

опрос,

наблюдение

8

Коробочки оригами

2

1

1

наблюдение

9

Поделки к 23 февраля и 8 марта

7

1

6

импровизация,выставка

10

Базовая форма птица. Журавлики

5

1

4

опрос,

наблюдение

11

Модульное оригами. Кусудамы

13

1

12

выставка

12

Обзор пройденного.

4

1

3

опрос

4. Календарный учебный график

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

36

72

72

2 раза в неделю – 2 часа

5. Содержание программы.

Тема 1. История и основные термины оригами.

Теория: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Знакомство с историей оригами, основными направлениями оригами и условными обозначениями правил складывания.

Практика: опрос по технике безопасности, символам складывания.

Тема 2. Базовая форма «воздушный змей».

Теория: обучению складывания базовой формы «воздушный змей».

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами на основе базовой формы воздушный змей: воздушный змей, цветок, лист, капля дождя.

Тема 3. Базовая форма «треугольник».

Теория: обучение складыванию базовой формы «треугольник». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами на основе базовой формы треугольник: гриб, лисёнок, собака, бычок, кот, лис, кошка, тирольская шляпа, самурайский шлем, кролик, яхта, водоплавающие птицы.

Тема 4. Базовая форма «дверь»

Теория: обучение складыванию базовой формы «дверь». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами на основе базовой формы дверь: домик, лодка, катамаран.

Тема 5. Базовые формы «блин», «рыба».

Теория: обучение складыванию базовых форм «блин», «рыба».

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами на основе базовых форм блин, рыба: шапка, катер, яхта, корабль, дельфин.

Тема 6. Новогодние поделки

Теория: повторение складывания базовых форм «воздушный змей», «блин». Изучение складывания базовой формы «двойной треугольник».

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами: колокол, новогодний венок, снежинка, Дед Мороз, Снегурочка, ёлка.

Тема 7. Оригами птицы

Теория: изучение складывания оригами моделей птиц с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Практика: складывание и художественное оформление композиций для следующих моделей оригами птиц: воробей, снегирь, синица, ворона, голубь.

Тема 8. Коробочки оригами

Теория: изучение складывания коробочек санбо, звезда.

Практика: складывание коробочки санбо, коробки звезда.

Тема 9. Поделки к 23 ферваля и к 8 марта.

Теория: изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические) для оформления подарочных открыток к 23 февраля и 8 марта.

Тема 10. Базовая форма птица.

Теория: обучение складыванию базовых форм «двойной квадрат», «птица», изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Практика: складывание различных моделей оригами журавликов.

Тема 11. Модульное оригами. Кусудамы

Теория: обучение складыванию модулей различных моделей кусудам с опорой на инструкционные карты (предметные и графические) и их последующей сборке.

Практика: складывание следующих моделей кусудам: додекаэдр, классическая, Ирис, спиральная, 6 окошек, Листья, Роксана, Кристалл.

Тема 12. Обзор пройденного

Теория: повторение изученных ранее базовых форм

Практика: повторение складывания фигур оригами журавлик, пароход. Оформление художественной композиции «Лето и море»

6. Методические и оценочные материалы

С начала занятий с обучающимися проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

Текущий контроль осуществляется в ходе участия учащихся в процессе обучения. Форма проведения – беседы с обучающимися по изучаемой теме, оценка качества выполненных практических работ. Критерии оценки выполненных работ:

  1. Аккуратность
  2. Самостоятельность
  3. Использование нескольких техник складывания или оформления композиции

Промежуточный контроль проводится два раза в год (декабрь, апрель) в форме педагогического наблюдения с анализом действий каждого обучающегося.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме презентаций личных достижений учащихся (в виде альбома с вклееными моделями и оформленными композициями), полученных в результате образовательной деятельности.

Информационное обеспечение

Список литературы

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.
  6. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002
  7. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс,2007
  9. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  10. Оригами делаем сами / А.А. Гарматин. – Ростов-н/Д : Владис, 2011. – 64 с.

Электронные образовательные ресурсы

1. Сообщество «Искусство Оригами» в ВК (содержит примеры различных работ, фото- и видео-схемы работ оригами):

2. Сообщество музея Оригами в СПб при поддержке японского консульства (в сообществе приводятся примеры экспозиции различных моделей оригами, в основном – русскоязычных оригамистов, а также некоторые схемы моделей оригами):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Цель: программа предусматривает теоретические, практические задания с применением индивидуальной и групповой форм работы....

Программа дополнительного образования по начальной школе"ЛФК"

Программа для учителей физической культуры, которые ведут ЛФК....

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Программа дополнительного образования в начальной школе "Арт-терапия"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАКружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»...

Программа дополнительного образования для начальной школы "Культура выпускного Бала"

      Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется виде...

Программа дополнительного образования "Баскетбол-начальный этап"

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать соде...

Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"

Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1.  Распоряжение №1676-р Критерии оценк...