интерактив информационная безопасность
методическая разработка (4 класс)

интектив для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная безопасность ребенка

Вводная часть (3 мин)

Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена актуальной проблеме.

Прочитайте статью «Информационная Безопасность несовершеннолетних: диалог и ответственность государства и гражданского общества», предоставленную уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации П.А. Астаховым, которая есть у вас на столах. Подумайте и скажите, какая проблема описана в данной статье?

 «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста. Отсутствия жизненного опыта и знаний в области информационной безопасности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».

Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным

от потоков информации.

Тема нашего собрания: «Информационная безопасность ребенка».

Какой результат Вы хотели бы сегодня получить по окончанию нашего собрания?

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Обобщая ваши запросы, я предлагаю сформулировать цель родительского собрания так: определить способы обеспечения информационной безопасности у младшего школьника.

Основная часть (10 мин)

Как вы думаете, что значит выражение «информационная безопасность ребенка»?  

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Как вы думаете, какая информация причиняет вред здоровью и развитию детей?

Давайте обратимся к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  • Побуждающая совершению представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • содержащие информацию порнографического характера;
  • отрицающие семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • оправдывающие противоправное поведение;
  • содержащие нецензурную брань.

Скажите, где, каким способом дети могут получить информацию? (СМИ, интернет, книги)

Работа с книгопечатной продукцией

На областном родительском собрании председатель общественной организации центра детского творчества г. Оренбурга Кудрявцева К.В. провела методическую работу, по которой выявила, что все-таки есть книги, журналы, которые не соответствуют нормам читателя младшего возраста и назвала критерии, по которым нужно определять соответствующие источники информации:

- в книжной продукции не должно быть отрицательной модели поведения;

- должны учитываться межличностные критерии ребенка;

- должны присутствовать установки толерантного сознания и поведения;

- направлены на развитие личности.

В связи с этим, даются следующие рекомендации при работе с книгопечатной продукцией:

  • Необходимо узнать содержание книги, или ее описание, перед тем как ребенок прочтет книгу/журнал и т.д.
  • При возможности нужно анализировать вместе с ребёнком поведение героев после прочтения книги или журнала, их значимость.
  • Обсуждайте с детьми различные случаи, прочитанные в книгах, газетах или журналах. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.

Зав. кафедрой социогуманитарного образования Пашаев К.И в своей методической разработке предлагает следующие общие рекомендации при работе в сети Интернет:

- объясните детям, что в Сети зачастую можно обнаружить недостоверную, искаженную, ложную по смыслу информацию;

- контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ, с их помощью можно отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок.

- установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета;

- ребенку не следует давать свой пароль кому-либо, за исключением взрослых членов семьи;

- побуждайте детей делиться с вами их опытом использования  Интернет;

- предлагайте детям делиться, консультироваться со взрослыми в случае возникновения непредвиденных неприятных ситуаций при посещении Сети;

- научите детей уважать других пользователей, убедите в том, что правила хорошего поведения действуют везде, даже в виртуальном мире;

- объясните, что незаконное копирование чужой разработки, музыки, игр, программ может расцениваться как присвоение интеллектуальной собственности и иметь неприятные последствия, в том числе привлечение к ответственности;

- убедите детей в том, что не следует откликаться на предложения о личной встреч с друзьями из Сети в связи с тем, что новые знакомые могут преследовать свои, корыстные цели;

(что выделено черным цветом – есть в буклете)

Вы можете дописать в свой буклет необходимые для вас сведения или поделиться своим опытом, может быть использовали какие-либо способы по обеспечения информационной безопасности вашего ребенка.

Как вы думаете, с какими еще проблемами информационной безопасности могут встретиться дети, пользуясь сетью Интернет? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, предлагаю вам разбиться на пары и прочитать памятку, заполнить пропуски в ваших буклетах. (Время выполнения 1 минута.). по окончании собрания вы можете забрать эту памятку.

(памятка)

Знакомства в Интернете

При общении в сети существует угроза подвергнуться рискам, связанным с контактами с другими людьми, не всегда знакомыми в реальной жизни. Особенно опасен груминг - установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

1. Будьте в курсе, с кем взаимодействует в Интернете Ваш ребенок. Старайтесь регулярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех, с кем общается.

2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать информацию личного характера (номер телефона, домашний название/номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.

3. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует обратить на это внимание и провести с ним разъяснительную беседу.

5. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым Интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.

6. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит Ваш ребенок.

Кибербуллинг

Кибербуллинг

– преднамеренное и протяженное во времени агрессивное поведение по отношению к жертве, осуществляемое одним человеком или группой людей посредством различных электронных сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова-читать грубости так же неприятно, как и слышать.

2. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

3. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.

4. Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.

5. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования сетью.

Кибермошенничество

Кибермошенничество - один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб.

Предупреждение кибермошенничества:

  1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.
  2. Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных данных или другие подобные действия.

Противозаконный и неэтичный контент

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки посторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду наркотиков и действий, причиняющих вред физическому и психическому здоровью. Столкнуться с рисками такого рода можно практически везде: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Предупреждение столкновения с неэтичным или противозаконным контентом:

  1. установите на компьютер специальные программные фильтры (при нажатии на вылетающий баннер вместо страницы будет всплывать пустое окно) или специальные программы, называемые системами родительского контроля (они позволяют родителям решать, какое содержимое могут просматривать их дети);
  2. приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении подобного рода нежелательной информации;
  3. объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Научите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  4. старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Вредоносные программы

Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Они также способны снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  1. Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Подобные программы наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  3. Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  4. Делайте резервную копию важных данных.
  5. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты), но не используйте слишком простые пароли.

Вспомните свой собственный опыт пользования интернетом, с какой опасной, недостоверной информацией встречались вы? Вы можете записать их в памятку, тем самым дополнить ее.

Давайте перечислим, что же относится с средствам массовой информации? (радио-/теле-/видеопрограмма, газета, журнал).

Рекомендации при использовании средств массовой информации

  • Оказывайте помощь детям в выборе телепередач и следите за временем нахождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет – 10 часов. Следите, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.
  • Общайтесь со своими детьми на тему «Телевидение. Опасность. Дети». Объясните ребёнку, почему существуют запретные телепередачи (учет возрастной маркировки, размещенной на экране), почему телевизор нельзя смотреть долго (вред для здоровья и др).
  • Составьте для ребёнка собственную программу телепередач, учитывая

его возрастные и личностные особенности.

  • Объясните и покажите разницу между отечественной и зарубежной

телепродукцией. Создайте с ребенком домашнюю видеотеку с отечественными мультиками и детскими фильмами. Анализируйте вместе с ребёнком после

просмотра телепередачи значимость программы, поведение героев или ведущих.

Заключительная часть (2 мин)

Наша встреча подходит к концу. Предлагаю повести итоги. Скажите пожалуйста, какую мы ставили перед собой цель? Как вы думаете, мы достигли нашу цель? Я предлагаю вам закончить нашу работу в брошюрах заполнением синквейна. На экране вы видите инструкцию.  

(пример синквейна, составленного родителем:

Информационная безопасность

Актуальная, непонятна

Защищает, информирует, помогает

«Знай край, да не падай»

Защита)

 

Было ли родительское собрание для Вас полезным?

Что из предложенного Вы будете использовать?

Остались ли у Вас вопросы?

Я подготовила для вас литературу и сайты для более подробного ознакомления с нашей темой собрания и не только, которые мы сможете увидеть в своих буклетах.

Спасибо вам за внимание!  Была рада встретиться с вами!

  1. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.
  3. http://www.google.ru/safetycenter/families/start/tips/ - видеосоветы родителей, которые поделятся своим опытом обучения ребенка безопасности в Сети

  1. http://www.content-filtering.ru/-  Помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
  2. http://www.oszone.net/6213/ - обеспечение безопасности детей при работе в Интернет - статья, ссылки, материалы.
  3. http://nicekit.ru/ - программа родительского контроля.
  4. https://docs.cntd.ru/document/902254151 Федеральный закон О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Резерв

Статья из Федерального закона РФ (для ознакомления)

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей

Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....

Родительское собрание"Информационная безопасность"

Интернет предоставляет детям  невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой о...

Информационная безопасность детей

Правила безопасного поведения в Интернете....

Буклет для родителей "Информационная безопасность детей в Интернете"

Рекомендации по безопасному нахождению детей в сети Интернет....

Родительское собрание "Информационная безопасность школьников"

Родительское собрание о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения....

Интерактив "Информационная безопасность"

Конспект интерактива с родителями на тему "безопасность детей в сети Интернет"...