«Давайте жить дружно! Как услышать друг друга в период адаптации детей к школе?»
методическая разработка (1 класс)

Рейх Татьяна Фёдоровна

«Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа..... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».......Л. Кассиль.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом  привыкает к воде,  некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … ).

Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, а тем более дети, могут там проводить часами….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 1 класс39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Баскатовка

Марксовского района Саратовской области

Родительское собрание в 1 классе

«Давайте жить дружно! Как услышать друг друга в период

адаптации детей к школе?»

Рейх Татьяна Фёдоровна,

учитель начальных классов

с. Баскатовка 2022 г.

Родительское собрание в 1 классе

«Давайте жить дружно! Как услышать друг друга в период

адаптации детей к школе?»

Цель: интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личностных дружелюбных взаимоотношениях.

Задачи: повысить педагогическую культуру родителей по вопросу помощи ребенку в период адаптации; помочь родителям  сформировать активную жизненную позицию у своего ребенка, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей; воспитывать доброе отношения друг к другу, милосердие, сострадание, доброжелательность.

План собрания:

1. Вступительное слово. Игра на сплочения коллектива

2. Консультация  «Мир без насилия».

3.Выступление учителя «Как услышать друг друга в период адаптации детей к школе?».

4. Игровой практикум для родителей.

5.  Памятка « Игры на сплочения и контактность»

6. Подведение итогов.

7. Разговор о разном.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово.

- Уважаемые родители, очень рада вас видеть на собрании предлагаю вспомнить нашу игру и всем поздороваться.

МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ. (Игра на сплочения коллектива)

                Участники встают в круг, выполняют действия на слова ведущего:

                         Вместе мы одна семья: я, ты, он, она.- взялись за руки.

 Вместе нам грустить нельзя. – похлопали по плечам друг друга.

                         Обними соседа справа, обними соседа слева.

                         Вместе мы одна семья,

                         Вместе нам скучать нельзя.

                         Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.

                         Вместе мы одна семья,

Вместе нам скучать нельзя.

                         Пожалей соседа справа, пожалей соседа слева…

                         Вместе мы одна семья,

                         Вместе нам скучать нельзя.

                        Пожми руку соседу справа, пожми руку соседу слева….

                         Вместе мы одна семья,

                         Вместе нам скучать нельзя.

  - Тема нашего собрания ««Давайте жить дружно! Как услышать друг друга в период адаптации детей к школе?».

2. Консультация  «Мир без насилия».

Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре». Сказка о безопасном поведении на улице.

«Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой. Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышлёнышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зайчонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла. — Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет……………..»

Беседа по сказке: Чему учит эта сказка??? Кто наблюдал за игрой? Какую хитрость совершила Лиса?  Как вы объясните ребёнку мораль сказки?  И т.д.

Что может произойти с людьми, если отсутствует доверие и уважение друг к другу.

Выберите из каждой группы то высказывание, которое вам ближе, понятнее.

Лучше муки терпеть – чем их причинять.
Глупость – мать жестокости.
Чем жестокость умней – тем опасней.
Жестокость – слабость.
Жестоки злые люди.

 Жалость – унижает и расслабляет. Сочувствие – поддерживает.

Сострадание – открывают душу человека. Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Человек только тогда живет – когда делает добро. 

Обыгрывание ситуации "Новичок в классе" с родителями………

А теперь представьте, что все дети в первом классе чувствуют себя, как новички. Им нужно влиться в огромный коллектив школы. И взрослые люди, протянув свою руку помощи, помогут ему в этом. Символом нашей дружбы и взаимовыручки будет детская ладошка.

Что она символизируют?https://fs.znanio.ru/8c0997/58/7b/7579917ba798b33c39ad2db8e8f2ef3855.gif

 Тепло, контакт, общую точку, родство душ, внимание, сострадание, поддержку, дружбу. Именно с таким девизом мы с вами взрастим наших детей добрыми и отзывчивыми друг к другу.

Поможем мы тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармония с собою.

3.Выступление учителя «Как услышать друг друга в период адаптации детей к школе?».

Упражнение «Ассоциация - море»:
 «Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа..... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».......Л. Кассиль.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом  привыкает к воде,  некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … ).

Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, а тем более дети, могут там проводить часами….

Переломный период. Первый друг – учитель, родитель.

С приходом в школу изменяется  вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни.

 Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться. Четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания, удерживать правильные рабочие позы… Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

          Понятие адаптация непосредственно связано с понятие «готовность ребёнка к школе»

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Индикаторами трудности адаптации являются:

чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.
Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно разделить на 3 группы.

1. Адаптируются в течение первых двух месяцев.

2. Имеет более длинный период адаптации.

3. Дети у которых адаптация связанна с определенными трудностями.

И в связи с тем, что  все дети разные и период адаптации к школе  у них тоже разный. Он может длиться  от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 
          Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. 

           Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 
             Но самым
важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. 
           В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. 

         

  Как помочь ребенку, если возникают трудности?

«Эмоциональная поддержка ребёнка». Станьте ребенку не родителем, а другом.

На эмоциональное благополучие большое влияние оказывает поддержка самых близких людей.  

Поддержку   ребёнка необходимо осуществлять постоянно!

Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Негативные установки

Позитивные установки

Горе ты моё

Счастье ты мой, радость ты моя

Плакса-вакса

нытик

Поплачь, будет легче...

Ну, всё готов раздать...

Молодец, что делишься с другими

Ты совсем, как твой папа, мама...

Папа у нас замечательный. Мама у нас умница.

Ничего не умеешь делать

Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться

Неряха, грязнуля

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен.

Ты обижаешь маму, я уеду от тебя к другому ребёнку

Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый

Уйди с глаз моих, встань в угол

Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе

Ничего не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу

Держи себя в руках, уважай людей

Когда же ты научишься

Я помогу тебе научиться.

Что бы ты без меня делал?

Что бы мы без тебя делали?

Уж лучше бы тебя вообще на свете не было

Какое счастье, что ты у нас есть!

Если будешь так поступать с тобой никто не захочет дружить

Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе

Избегайте наказания ребенка.  Не ругать, а лучше  хвалить именно тогда, когда он что-то делает, хотя бы за малое старание.
Самый важный результат помощи в адаптации, это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя)

Актуальным и важным направлением в работе учителя начальных классов является поддержка первоклассников в начале учебного года.

Одним из способов поддержки детей в адаптационный период  являться  игровые технологии, направленные на формирование умений понимать сверстников,  слышать друг друга, помогать друг другу.

Игры представлены в следующей последовательности;

  1.  игры на знакомство;  
  2. игры сплочение;
  3. игры контактность;
  4. игры стабилизацию  эмоционального фона.

Данная логика игр способствует поэтапной адаптации младших школьников, так как в первые дни пребывания ребенка в школе нужно применять игры на знакомство детей, которые  помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме; когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива,  затем применение игр на контактность,  которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности, а  в заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

4. Игровой практикум для родителей

Первая группа «Игра на знакомство»

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: знакомство первоклассников друг с другом.  Умение выполнять действия на интеллектуальном уровне.

Игроки становятся в круг.

1.Ходим в хаотичном порядке. Музыка остановилась. Здороваемся и называем своё имя. 3-4 раза. Музыка.

2.  По команде «В алфавитном порядке становись».

 в алфавитном порядке становись. Вы строитесь в алфавитном  порядке слева на право.

3. Ходим в хаотичном порядке. Музыка остановилась. Здороваемся и друг другу называем свой знак зодиака.

5.  По команде « Знаки зодиака по порядку становись». Вы строитесь в соответствии..

Вторая  группа   «ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ»

Игра «Ну-ка все вместе»

Для этого испытания понадобятся фломастеры/цветные карандаши.

Команда становится в круг, зажимая указательными пальцами обеих рук концы фломастеров/цветных карандашей. Ронять фломастеры/цветные карандаши нельзя. В таком положении ребята выполняют задания от ведущего: «сделайте шаг вперёд», «сделайте два шага назад» «присядьте», «встаньте», «покачайтесь», «подпрыгните» и т.д. Если при выполнении заданий фломастеры/цветные карандаши падают, то испытание начинается заново. Испытание пройдено тогда, когда ведущий понимает, что дети работают слаженно.

Третья  группа «ИГРЫ НА КОНТАТНОСТЬ»

Игра «Близнецы»

Выберите 3 пары родителей. Пара «близнецов» . Две руки связываются ленточкой так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая.

 Перед участниками на столе лежат:

- рубашка с расстегнутыми пуговицами;

- ножницы и цветной картон;

- точилка и карандаш;

Пары подходят к столу с предметами и своими свободными руками выполняют следующие команды:

- застегнуть рубашку;

- вырезать из картона звёздочку;

- поточить карандаш точилкой;

Выполнение этих заданий ограничивается временем, например, необходимо выполнить за 3 минуты(время на испытание задаёт ведущий).

Четвертая группа «Игры на стабилизацию эмоционального фона»

Игра  «Наши алые цветы».

Звучит музыка спокойная.

Участники в кругу. Повторяют движения за ведущим.

Сложили ладошки вместе.

Наши алые цветы распустили лепестки.     Раскрыли ладошки.

Ветерок чуть дышит , лепестки колышет.     Покачали ладошки.

Наши алые цветы закрывают лепестки.     Закрыли ладошки.

Головой качают. Тихо засыпают.      Качаем, ладошки под щечку.

А теперь объединим наши цветы. Возьмитесь за руки. И попробуем эти движения выполнить вместе со своими соседями.

Наши алые цветы распустили лепестки.    Поднимаем вверх. Раскрыли ладошки.

Ветерок чуть дышит , лепестки колышет.     Покачали ладошки.

Наши алые цветы закрывают лепестки.     Закрыли ладошки.

Головой качают. Тихо засыпают.      Качаем, ладошки под щечку, своего соседа.

Вывод. Это упражнение поможет, эмоционально успокоиться и одновременно почувствовать поддержку  своих друзей, коллектива, класса.

5.  Памятка « Игры на сплочения и контактность».

 «Хоровод знакомства»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать на предложенные задания.

Описание.

Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:

Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

 «Дотронуться до одежды …цвета»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

 «Путаница»

Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача- не разнимая рук, распутаться в новый круг.

Поварята

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

 

«Салки – обнималки»

Цель: формирование у детей доверительного отношения друг к другу.

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

«Дотронься до…»

Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Ласковые ладошки» 

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения. Инструкция: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

6. Подведение итогов

 Становимся в круг, беремся за руки: «Давайте каждый из нас с теплым пожеланием передаст друг к другу частичку своего сердца».

7.Разговор о разном.

  Спасибо за внимание.

Приложение

Используемая литература:

1.Родительские собрания в начальной школе (компакт-диск) – издательство «Учитель»,www.uchitel-izd.ru, 2011

2.Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Сказки-подсказки).

3. Газета «Начальная школа. Дополнительные материалы  (компакт-диск). nsc.1sentember.ru, 2010г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте жить дружно!

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса "Давайте жить дружно!"...

Давайте жить дружно (беседа)

Беседа о семье и её  традициях....

классный час "Давайте жить дружно"для 2-3кл.

Классный час направлен на формирование у детей дружелюбия, взаимопонимания, взаимовыручки среди одноклассников. Учит детей быть отзывчивыми, добрыми, искренними....

"Давайте жить дружно!

Сценарий открытого классного часа о доброте, отзывчивости....

Утренник "Давайте жить дружно!"

Мероприятие направлено на сплочение детского коллектива, воспитания чуткости, доброты, отзхывчивости....

классный час " Давайте жить дружно"

публикую разработку классного часа на тему " Дружба", он уже был проведен и очень понравился ребятам....