Роль тьютора в инклюзивном образовании
статья (1 класс)

Деева  Ольга Петровна

Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада. Таким специалистом и является тьютор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тьютор для ребенка14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тьютора в инклюзивном образовании

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада.

С началом внедрения инклюзивной модели образования во все школы России, педагоги и родители детей с особыми образовательными потребностями столкнулись с множеством новых понятий. В школах появились новые ставки: дефектологов, логопедов и т.д. Пожалуй, одним из самых загадочных специалистов до сих пор является тьютор. Мало кто знает и понимает, кто это и зачем он нужен. А ведь именно тьютор в большей степени влияет на реализацию инклюзии для данного конкретного ребенка.

Именно тьютор адаптирует общую программу под индивидуальные способности подопечного, помогает ему влиться в коллектив; больше, чем учитель, взаимодействует с родителями, удовлетворяет бытовые потребности ребенка; в конце концов, следит за его физической и психологической безопасностью в социуме. По сути, тьютор является всем для своего подопечного: нянькой, врачом, учителем, защитником, другом. Уже через несколько недель работы тьютор и ребенок настолько тесно привязываются друг к другу, что болезненно воспринимают вынужденное расставание.

Для родителей тьютор – «мостик» между ребенком и системой. Нередко тьюторам приходится выступать в роли «жилетки» для мамы, которую не принимает и не понимает социум, еще больше, чем ее особенного ребенка. Тьютору важно уметь перевести медицинский диагноз на язык обывателя и объяснить родителям, что именно с их ребенком происходит в данный момент и как на это реагировать. Он должен уметь в нужный момент успокоить или смотивировать родителей, корректно указать им на возможные ошибки в общении с ребенком. Поэтому тьютору важно быть не только учителем, но и хорошим психологом, врачом, просто ответственным и понимающим человеком.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что тьютор – высококлассный специалист, обладающий не только знаниями в области педагогики, психологии и медицины, но и являющийся чутким и ответственным человеком. А значит, имеющаяся на данный момент практика ставить в роли тьютора бабушек и других родственников никоим образом не способствует реализации инклюзивного образования. Каждый должен делать свою работу: бабушки и мамы – любить и воспитывать своих детей, а тьюторы – сопровождать подопечных в системе образования и адаптировать их в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ПМПК в организации и сопровождении инклюзивного образования.

Значительная роль в создании системы инклюзивного образования принадлежит ПМПК. Отмечены изменения в деятельности ПМПК и новые задачи....

Тьютор в системе инклюзивного образования. Пример должностной инструкции.

Статья отображает принцыпы инклюзивного образования, цели и задачи в работе тьютора, этапы тьюторского сопровождения, ведение документации. Так же приведен пример должно...

Роль педагога – психолога в инклюзивном образовании

В настоещее время социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью существенно меняется;наиболее важным направлением этой работы выступает инклюзивное образование....

Тьютор в инклюзивном образовании.

Инклюзия и цель инклюзивного образования. Тьютор в инклюзивном образовании. Принципы тьюторского сопровождения. Формы тьюторской поддержки детей с ОВЗ....

Тьютор в инклюзивной школе

Предназначение тьютора в инклюзивной школе...

Роль инклюзивного образования в современной школе

В нашем обществе, к сожалению, люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и з...