Доклад на общешкольном родительском собрание
материал

Ольга Владимировна Добеева

Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании

        МБОУ «Посельская СОШ»

              Тема доклада

«Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания»

Выступила:

учитель начальных классов Добеева Ольга Владимировна

МБОУ «Посельская СОШ»

2022г.

Иоганн Вольфганг Гете

Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.

Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача.

Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.

Существует 2 уровня самооценки.

При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с оценкой окружающих. Человек знает свои положительные и отрицательные качества. Дети не могут оценивать себя так, как взрослые, но интуитивно они все воспринимают. Ребенок с такой самооценкой активен, проявляет любознательность, отличается общительностью и жизнерадостностью. Он непосредственен в своем поведении и открыт. Он учитывает замечания взрослых, так как понимает их справедливость, и мнение сверстников, так как принимает их на равных. Ребенок с адекватной самооценкой допускает, что мог ошибиться, и признает нарушение правил. Адекватная самооценка помогает ребенку преодолевать возникающие трудности и конфликтные ситуации.

Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе. Если же самооценка занижена – это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что …» и т. п.

У человека с завышенной самооценкой  так же возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная.

В подростковом возрасте значение самооценки переоценить невозможно!

В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка неадекватная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.

Кроме адекватной и неадекватной самооценки различают также общую и частичную самооценку.

Частичной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера.

Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы.

С первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной.

Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.

В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее такие личные качества как умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и т.д.

В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных.

В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:

  • помощь и поддержка;
  • доверие;
  • справедливость;
  • уважение;
  • отсутствие тотального контроля;
  • интерес к увлечениям подростка.

Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника – это результат отношений со сверстниками.

Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит.

В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об уходе из дома и даже суициде. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.

Что влияет на самооценку у подростков, как понять, что она заниженная, и какая коррекция возможна.

Факторы, влияющие на формирование самооценки подростка:

  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • особенности характера.

Конечно же, чтобы скорректировать самооценку у подростка необходимо знать:

Причины и признаки заниженной самооценки у подростков

Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков является семейное воспитание и стиль общения с родителями. Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.

Признакам чересчур низкой самооценки могут быть:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;

Определив низкий уровень самооценки своего ребенка-подростка, родители сразу начинают искать способы, как ее поднять.

Условием правильной самооценки является наличие свободы.

Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать над собой диктат власти других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения.

В. Г. Белинский: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая наша старость, плохие дети – плохая старость. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети ».

Заключение.

Поскольку самооценка школьника складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь школьнику поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом уважаемые родители, главная роль – ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

А закончить хочется словами великого немецкого писателя и поэта И. В. Гете: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»

Я верю, что наши дети никогда не потеряют веру в себя! Воспитать человека уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Общешкольное родительское собрание.12 .12.14. Доклад "Социализация младших школьников».

В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение  социальных ценностей, опыта и к...

Доклад для общешкольного родительского собрания

Доклад для общешкольного родительского собранияЧему учат в интернате. Анализ  сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности....

Доклад на общешкольном родительском собрании "Семья и школа -грани сотрудничества"

Целью данного доклада является взаимодействие школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе. Вовлечение родителей в работу школы. Способствовать форми...

Доклад на общешкольном родительском собрании_25.03.2016

Выступление на общешкольном родительском собрании «Успешность обучения: от чего она зависит?» ...

Доклад на общешкольное родительское собрание на тему: «Обеспечение безопасности учащихся»

Доклад на общешкольное родительское собрание на тему: «Обеспечение безопасности учащихся»...