Доклад на общешкольном родительском собрании "Семья и школа -грани сотрудничества"
статья на тему

Кабакова Ольга Ивановна

Целью данного доклада является взаимодействие школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе. Вовлечение родителей в работу школы. Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся. Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « Семья и школа: грани сотрудничества»

ЦЕЛЬ - обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, разработка и реализация новых форм деятельности

Задачи:

-  Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы, классов.  Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся.

- Определить принципы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

- Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации  работы с родителями.

Форма проведения педсовета: “Пресс - конференция”  

Выступление.

 Школа и семья –  два социальных института, от согласованных действий которых, зависит эффективность воспитания и обучения  ребёнка.

Чтобы школа жила и развивалась, в нынешних условиях ей необходима поддержка, в первую очередь в лице родителей.

Кризисные явления в нашей стране очень сильно  влияют на семью, сказываются на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, а порой и  просто на грани физического выживания, усилилась особенность самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не знают  в достаточной мере о возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой занимаются  воспитанием вслепую, интуитивно. Все это, в большинстве случаев, не приносит положительных результатов. В таких семьях, где нет взаимопонимания  и доверия между родителями и детьми, дети идут на улицу и находят взаимопонимание и поддержку там. Чаще всего авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит ребенка к «выходу» из–под влияния семьи. Создавшееся положение  способствует росту детской преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является совместное  школьно- семейное воспитание.

Направления  воспитательной работы, в котором принимают участие родители,  является одним из приоритетных в нашей школе.  Каждый из нас понимает, что  для эффективной работы школы, учителя -  учащиеся и родители должны стать  единым коллективом. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.

-      Составлена картотека семей учащихся.

-      Организована диагностическая работа по изучению семей.

-      Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме   лекториев,   семинаров, «круглых столов», родительских собраний.

-      В работе с семьей принимают активное участие психолог, социальный педагог, школьный врач, педагог – организатор, педагоги дополнительного образования, логопед, классные руководители.

-     В помощь родителям организовано консультирование детей психиатром.

  -     Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.

Педагоги  пытаются  найти и  определить точки взаимодействия с родителями, пробуют разнообразные формы работы с родительской общественностью, это:  родительские собрания, диспуты, праздники,  чаепития, спортивные мероприятия, концерты, праздничные линейки.

Хочется отметь, что наша школа наиболее открыта  для родителей. Родители своими добрыми делами показывают пример детям. Родители принимают активное участие в подготовке классов к учебному году (помогают делать ремонт), участвуют в благоустройстве территории школы (сделали оригинальные клумбы  из шин). Классные руководители стараются привлекать родителей к внеклассной деятельности.  Содержательнее стали проходить общешкольные родительские собрания, на которых не только обсуждаются проблемы, но и выступают дети. Появляются новые формы работы с родителями.

 Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители  охотно принимают участие в жизни школы.

Между тем, к сожалению, на сегодняшний день взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не вполне  всех удовлетворяют.

В организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблемы:

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, семинаров.
  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.
  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.

Мы остро чувствуем необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей.    Поэтому в школе разработана программа сотрудничества школы с семьями учащихся.

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.  

  Основные направления деятельности в организации взаимодействия семьи и школы

Ссылаясь на опыт признанных педагогов В. И. Сухомлинского, А. С. Макаренко, на работы и документы «О работе классного руководителя» (авторы: Л. В. Байбородова, В. П. Сергеева, Е. Н. Степанова, М. И. Рожков), мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями:

1. Изучение семей учащихся.

     2. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической      культуры.

     3. Развитие воспитательного потенциала коллектива родителей.

     4. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного и школьного коллектива.  

      5. Взаимодействие с  органами родительского самоуправления

            6.Информирование родителей о ходе и результатах  обучения и воспитания  учащихся

        Индивидуальная форма работы с семьей.

В план работы включается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.

        Групповая форма работы с семьей.

Используя групповые формы взаимодействия,  мы опираемся на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам:

•        актив родителей (класса, школы);

  • родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе или в классе;

•        родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
  • родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

•        родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.

Особо важной формой в работе является взаимодействие с советом образовательного учреждения, родительским комитетом,  которые выбираются на родительском  собрании на весь учебный год.  

Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.  

Из групповых форм работы наиболее эффективными  мы выделили родительские собрания. Каждое родительское собрание    тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

В программе заложен механизм сотрудничества:

В организации работы с родителями учащихся мы используем не только  возможности школы, но считаем необходимым  привлекать к сотрудничеству специалистов города:

Центр охраны прав детства

Центр «Душа»

ПГУ, СГМУ

Центральная детская библиотека

   Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на время обучения ребенка в школе.

Предполагаемые результаты.

    Данная программа поможет:

- педагогам, учащимся и родителям лучше узнать друг друга.

- выявить  возможности  семей  по воспитанию  детей.

- выявить функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей

- сформировать педагогическую позицию родителей;

- организовать педагогическое просвещение родителей.

- привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном  процессе;

- привлечь родителей учащихся к работе в органах школьного самоуправления.

- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, развитии профессиональных интересов и подготовки  детей к сознательному выбору профессии, в воспитании  нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в  подготовке школьников к семейной жизни;

- создать  реальное сотрудничество педагогов  и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.

Установление контактов с семьей, с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. И как радостно слышать слова взрослых: «Нам повезло! У нас был замечательный классный воспитатель!».

Вариант II

Педагогический коллектив нашей школы стремится усилить влияние на семью, чтобы вместе с ней максимально раскрыть каждого ученика. Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы разработали и реализуют целевую программу «Семья+школа», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.

 Реализация программы осуществляется по трем основным направлениям:

 Психолого-педагогическое просвещение родителей:

 - проведение тематического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;

- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;

 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

 - привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;

 - использование активных форм работы с родителями;

 - реализация социальных проектов;

 Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:

 - активная деятельность общешкольного родительского комитета, Совета профилактики школы и Совета отцов;

В работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг- друга, поэтому установлены доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Организация взаимодействия семьи и школы началось с диагностики: изучение интересов, микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это позволяет раннее выявление неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.  Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.

 С целью вооружения родителей педагогическими знаниями и умениями в школе действует лекторий «О вас и для вас, родители». Тематика бесед разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.

 Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.

 Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать большой родительский комитет, в который входят представители  всех классов, являющийся координирующим штабом для работы с семьями.

Органическое сочетание различных форм досуга – праздник, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, турпоходы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения, решать проблему занятности обучающихся. Неоценима помощь, внимание и поддержка родительской общественности в решении сложных задач по предупреждению правонарушений. Самый сложный участок профилактики – сотрудничество с хронически кризисными семьями, где социальная неустроенность подкрепляется алкоголем, отчуждением от окружающих, асоциальным поведением. Работа с ними ведется на уровне социального патронажа, индивидуальных собеседований, морально-материальной поддержки. На заседаниях Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирование пробелов семейного воспитания, обеспечение согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся , беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».

 Изюминкой педколлектива в работе с родителями являются творческие встречи, в триаде «учителя – родители – дети». Совместная творческая деятельность педагогов родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций. Традиционными для нашего коллектива стали такие КТД:

 - фестиваль детских летних объединений;

 - парад школьных наук;

 - неделя благодарения матери;

 - зимний разгуляй;

 - театрализованные вечера;

 - творческий отчет школы.

Выдумка, задор, фантазия – составляющие успеха наших КТД. Участие родительской общественности в демократизации школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Мы видим, как на наших глазах растет авторитет и влияние на окружающий социум общешкольного родительского комитета и успешных родителей. Набираясь опыта работы, используя новые формы актив школы разрабатывает и реализует социальные проекты.

2014 год - Год семьи и стенах нашей школы реализован проект «Крепка семья – крепка держава», направленный на использование успешного опыта семейного воспитания, развитие творческого потенциала семьи.

Совместной заботой родителей, медицинских работников, учителей является укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие, привитие навыков ЗОЖ .

Одна из встреч в семейной гостиной была посвящена теме «Кто кого? Человек в мире привычек». Папы и мамы принимали участие в творческих конкурсах: «Супер мама – 2008», «Охотничьи забавы». Большой популярностью пользовались конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Маленькая Фея – 2008», «Папа, мама, я – книжкины друзья». Завершился калейдоскоп школьных будней творческим отчетом «Дом, в котором уютно всем». За короткое северное лето успели озеленить и обустроить детские площадки, подготовили к выставке материалы семейных творческих конкурсов и реализовали осенние мероприятия проекта. Так и работаем в дружной команде - родители и педагоги нашей маленькой, сельской школы, понимая, что только единство семьи и школы в воспитании ребенка – один из основных источников его развития, прочности нравственного стержня.

План реализации программы(выдержки из общешкольного плана).

Достижения школы в организации работы с родителями учащихся.

Общешкольные родительские собрания. Общешкольные праздники: День Матери» праздники к международному женскому дню 8 марта. Праздник ко дню российской армии и военно-морского флота, праздник со старшим поколением, посвящённый  Дню победы».  Полюбились дни открытых дверей, день благодарения мам. Родители активно принимают участие в новогодних праздниках.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Заповеди педагогов в общении с родителями

  1. Не поучать, а советовать. Вместе размышлять, договариваться о совместных действиях.
  2. Общаясь с родителями, показать – мы нуждаемся в них, они наши союзники, мы не можем обойтись без их помощи и совета.
  3. Обращение к чувству родительской любви и уважении его.
  4. Характеризуя детей, сначала говорить хорошее о детях.
  5. Высокое уважение личности родителей, их трудовой деятельности.
  6. Сотрудничество, сотворчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья и школа: грани сотрудничества"

Беседы, обсуждения, решение проблемных ситуаций...

Семья и школа - грани сотрудничества

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…...

«Семья и школа: грани сотрудничества»

Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов  ...

Родительское собрание на тему: "Грани сотрудничества"

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»...

Семья и школа - грани сотрудничества

Сотрудничество семьи и школы в орагнизации внеурочной деятельности учащихся....

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества».

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества»....