«Семья и школа: грани сотрудничества»
статья на тему

Епишкина Светлана Михайловна

Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx54.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мезенская СОШ»

Педагог-психолог:

 Окладникова Светлана Михайловна

1 квалификационная категория

«Семья и школа: грани сотрудничества»

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи:

  • Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.
  • Сформировать у родителей  интерес  к  совместной работе со школой по различным направлениям.
  • Формирование позитивного опыта семейных отношений,  внимания и любви к своим детям.

66812822[1]

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

Притча «Надежда».

Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.

Четыре свечи спокойно  горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! -  произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.

Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь  в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю общения  взрослых и детей, членов семьи;
  • оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

 Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи  - источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • единым объектом (субъектом) воспитания;
  • общими целями и задачами воспитания детей;
  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий  авторитаризм и дидактизм.

Достижения школы в организации работы с родителями учащихся.

 За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. В школе  созданы органы родительского самоуправления:   Совет образовательного учреждения, родительский комитет, родительский патруль, совет отцов.

Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.

-  Составлены картотеки семей учащихся с индивидуальными особенностями развития, а также различной категорией семей.

-  Организована диагностическая работа по изучению семей.

- Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме   конференций,   семинаров, «круглых столов», родительских собраний.

-   В работе с семьей принимают активное участие психологи, социальные педагоги, школьный врач, педагоги – организаторы, логопед, классные руководители.

-   Организовано психологическое консультирование родителей.

- Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.

Традиционными стали ярмарки поделок,  субботники, классные праздники, походы, экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования, дни знаний, родительские конференции, конкурс практических работ «Мой прадедушка», конкурс коллективных работ «Военная реликвия в моей семье», посвящение в первоклассники, праздник первых каникул, конкурс «Профессия «мама»», посвящённый Дню матери, праздник первого звонка, праздник последнего звонка в 9–х и 11 – х класса. Полюбились дни открытых дверей.

В школе создан Совет профилактики, который постоянно взаимодействует с категорией семей группы риска.  

Для улучшения работы с семьей ведется  постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, электронный дневник, индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом.

Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители  охотно принимают участие в жизни школы.

Однако в организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблемы:

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний.
  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.
  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей.

Мы остро чувствуем необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому в школе была разработана программа «Семья  и  школа: грани сотрудничества»:

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.   Программа определяет цели и задачи  сотрудничества, принципы, направления деятельности, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная;
  2. воспитательно-развивающая;
  3. формирующая;
  4. охранно-оздоровительная;
  5. контролирующая

Принципы взаимодействия.

 Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей  наше общеобразовательное учреждение опирается на следующие п р и н ц и п ы :

  • Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

• Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.

• Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Основные формы работы с семьей.

      Специалисты рекомендуют применять дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия с семьей. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

Особо важной формой в работе является взаимодействие с советом образовательного учреждения, родительским комитетом,  советом отцов, которые выбираются родительской  конференцией  на весь учебный год.  

Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.  

Из групповых форм работы наиболее эффективными  мы выделили родительские собрания. Каждое родительское собрание    тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Заповеди педагогов в общении с родителями

1.        Не поучать, а советовать. Вместе размышлять, договариваться о совместных действиях.

2.        Общаясь с родителями, показать – мы нуждаемся в них, они наши союзники, мы не можем обойтись без их помощи и совета.

3.        Обращение к чувству родительской любви и уважении его.

4.        Характеризуя детей, сначала говорить хорошее о детях.

5.        Высокое уважение личности родителей, их трудовой деятельности.

6.        Сотрудничество, сотворчество.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений, педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры, умению видеть сложные взаимоотношения в семье, единству требований школы и семьи.

Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья и школа: грани сотрудничества"

Беседы, обсуждения, решение проблемных ситуаций...

Семья и школа - грани сотрудничества

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…...

Семья и школа - грани сотрудничества

Сотрудничество семьи и школы в орагнизации внеурочной деятельности учащихся....

Доклад на общешкольном родительском собрании "Семья и школа -грани сотрудничества"

Целью данного доклада является взаимодействие школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе. Вовлечение родителей в работу школы. Способствовать форми...

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества».

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества»....

Тема инновационного проекта «Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества».

Тема инновационного проекта«Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества»....