Консультация Сенсорное развитие
консультация

Автушенко Галина Николаевна

Консультация для родителей детей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХМАО-ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

     

              Сенсорное развитие - как основа

            умственного развития

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств, узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. 

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок. В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

С уважением, Галина Николаевна Автушенко,

тьютор.

Нижневартовск, 2023



Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХМАО-ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

     

Памятка для родителей

 с тревожными детьми

Подготовила:

Галина Николаевна Автушенко,

тьютор.

Нижневартовск, 2023

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо школой;
  • неадекватными требованиями (чаще завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Портрет тревожного ребёнка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.

У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

Признаки тревожности

  • тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;
  • ему трудно сосредоточиться на чем-либо;
  • любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
  • смущается чаще других;
  • часто говорит о напряженных ситуациях;
  • боится сталкиваться с трудностями;
  • не уверен в себе, в своих силах;
  • плохо переносит ожидание;
  • часто не может сдержать слезы;
  • обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • пуглив, многое вызывает у него страх;
  • спит беспокойно, засыпает с трудом.

Рекомендации:

1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Чаще используйте ласковый телесный контакт.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.

8.Не предъявляйте завышенных требований.

9.Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

10.Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.

Родители, помните!

•Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.

•Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.

•Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.

•Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

•Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.

•Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.

•Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.

•Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.

•Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.

•Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

•Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!

С уважением, Галина Николаевна Автушенко,

тьютор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

Сенсорное развитие детей. Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей.Консультация для родителей....

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».

Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит сенсорное развитие, направленное на формирование...

Консультация для педагогов «Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ»

Развитие зрительного восприятияУпражнение «Отгадай по контуру» Разные предметы обвести по контуру на ватмане и расставить их по классу. Ученики должны отыскать предметы, подходящие к соотв...