Родительское собрание на тему"Готовность к школе и адаптация первоклассников"
консультация

Климахина Ольга Валерьевна

Готовность к школе и адаптация первоклассников : физиологическая,интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-личностная. Уровни адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Родительское собрание на тему:      

       « Готовность  к школе и  адаптация  первоклассников»

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

    Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. Некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим ребёнком программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

   Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.

    Когда говорят о  готовности к школе, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

1) физиологическая готовность,

2) интеллектуальная подготовка,

3) эмоционально-волевая зрелость,

4) социально-личностная готовность.

     Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня.

    Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Мелкая моторика. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:

- владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать),

- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием,

- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры,

- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей,

- уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Интеллектуальная готовность. В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

     К семи годам ребёнок должен:

ВНИМАНИЕ

Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.

Уметь находить одинаковые предметы.

Находить 10 отличий между предметами.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.

ПАМЯТЬ

Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников.

Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

ВОСПРИЯТИЕ

Различать форму предмета, его цвет и оттенки.

По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.

Ориентироваться в пространстве (вниз- вверх, направо-налево, под - над, за, около, у, между и др.).

Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

                                                      МЫШЛЕНИЕ

Объединять предметы в группы по определённым признакам.

Находить закономерность в построении ряда предметов.

Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.

Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

                                                    РЕЧЬ

Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.

Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.

Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.

Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.

Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.

          Эмоционально-волевая готовность к школе

   Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

    К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление “не пасовать”  перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

                   Социально-личностная готовность

     Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, согласовывать свои действия,  умение подчиняться правилам и нормам.  Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам  детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

       Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка,  характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

    Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.

    Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой).

    У третьих к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу.

    Существует несколько уровней адаптации:

  1. Высокий уровень. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен; внимательно слушает указания объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
  2. Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-то, что ему интересно.
  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
  4. Дезадаптация. Это отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, учителями.  Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

  Педагоги, работающие в 1-х классах, знакомы с особенностями здоровья своих учеников и обеспечивают им щадящий режим. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно.

     Сентябрь начинается с 3-х уроков ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организуются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия.

      На каждом занятии в первых классах проводится по две физкультминутки. Также учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Кроме того, расписание уроков составлено с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены самые трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни.

   Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьника, память, внимание, мышление и др.

          Очень важно, чтобы учитель в начальной школе владел здоровьесберегающими  технологиями  обучения, учитывающими  не  только личностные и интеллектуальные  зможности младшего школьника, но и особенности возрастной психофизиологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"

Собрание проводится с родителями будущих первоклассников.   Цель: познакомить их с видами психологической готовности ребенка к школе, дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе....

Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"

Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ:" ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЕМ  УЧИТЕЛЯ НА  СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. На собрании я ответила на вопрос,волнующий родителей детей,ИДУЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: "ГОТОВ ЛИ РЕБ...

Родительское собрание на тему:" Готовность ребенка к школе"

Физические условия адаптацииребенка к школеКакие нужно создать психологические условияЧто такое психологическая готовность к школе...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...