Родительское собрание на тему:" Готовность ребенка к школе"
консультация (1 класс) на тему

Горбунова Валентина Викторовна

Физические условия адаптацииребенка к школе

Какие нужно создать психологические условия

Что такое психологическая готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1_klass.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 1 класс.

 Здравствуйте, уважаемые родители: мамы и папы, бабушки и дедушки первоклассников. В этом году в вашей семье произошло важное событие:

ваш сын или дочка поступили в 1-й класс.

Каждому ребенку купили школьную форму, красивый ранец, бережно уложили школьные принадлежности, приготовили много нужных мелочей. А готов ли сам ребенок к школе?

 Сейчас я расскажу, как проходит адаптация и как можно помочь ребенку благополучно прожить этот период.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоциональную и социальную. Интеллектуальная зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий интеллектуальной готовности – развитая речь. Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание. Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение общаться и исполнять роль ученика.

 Физические условия адаптации ребенка к школе

Первые три недели адаптации в школе называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией» – самое тяжелое время для ребенка.

В этот период возникает напряжение почти во всех системах организма. Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка находит приемлемые реакции на новые условия жизни. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Ребенку трудно перестроиться на школьную жизнь. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у других отмечают снижение или повышение артериального давления. У кого-то родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. Врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. Все это признаки переутомления.

Чтобы оказать ребенку помощь в адаптации, необходимо отрегулировать его режим дня. Хорошее физическое состояние учащегося зависит от того, сколько он бывает на воздухе, как часто двигается, какую еду ест, сколько времени проводит за компьютером и телевизором. Распланировать день лучше вместе с ребенком. Предложите родителям разделиться на несколько групп и выполнить практическое задание: разработать рекомендации режима дня. Раздайте им ручки, листы для записи и памятку «Рекомендации по организации режима дня первоклассника»

Справка
Адаптация может длиться до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника

 Какие нужно создать психологические условия

С первых дней в школе ребенку необходимо создать такие психологические условия, которые сделают адаптацию к школе легкой. Для этого родителям нужно знать особенности своего ребенка и дошкольного возраста в целом. Если адаптация будет протекать тяжело, то уже с первых классов у школьника сложится негативное отношение к учебе. Это ведет к хроническому нервному напряжению и постоянным стрессам.

Главная ошибка родителей в том, что они делают упор на раннее обучение своего ребенка, но не заботятся о его самочувствии в новых условиях. Им кажется, что ребенок должен сразу с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Родители говорят ребенку: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал».

Первоклассник не успел приспособиться к новому образу жизни, но пытается соответствовать требованиям значимых для него взрослых. К стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо объяснять, где его поведение эффективней будет как школьника, а в каких местах может вести себя как дошкольник. Например, подготовка домашних заданий – это часть школьной жизни, а игра с друзьями на улице поможет расслабиться.

Совет
Нужно поддерживать самооценку первоклассника на достаточно высоком уровне. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.

Не стоит осуждать интерес ребенка к игрушкам – это естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Родители рассматривают чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, а игра – как пустая трата времени. Своим отношением взрослые показывают ребенку, что школьником быть хорошо, а дошкольником – плохо. В этой ситуации ребенку психологически очень сложно, ему играть хочется, а родители это осуждают. Запрет и желание создают психологический конфликт, разрешить который ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть и подавляет свои потребности, либо мучается угрызениями совести после игры, либо идет на конфронтацию «Все равно буду!».

К СВЕДЕНИЮ

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к обучению включает:

– мотивационную готовность – положительное отношение к школе и желание учиться;

– умственную готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

– эмоционально-волевую готовность – достаточный уровень развития произвольного поведения;

– коммуникативную готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как учителю.

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.

Некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня. Проблемы возникают прежде всего из-за отсутствия мотивации и не сформированности произвольной регуляции своего поведения.

Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и знания, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям. Вам и педагогам важно учитывать, как развиты составляющие психологической готовности к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"

Собрание проводится с родителями будущих первоклассников.   Цель: познакомить их с видами психологической готовности ребенка к школе, дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе....

Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"

Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ:" ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЕМ  УЧИТЕЛЯ НА  СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. На собрании я ответила на вопрос,волнующий родителей детей,ИДУЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: "ГОТОВ ЛИ РЕБ...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...

Родительское собрание на тему"Готовность к школе и адаптация первоклассников"

Готовность к школе и адаптация первоклассников : физиологическая,интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-личностная. Уровни адаптации....

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе"

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...