Детские церебральные параличи
консультация

Фукс Анастасия Викторовна

Доклад на тему "Детские церебральные параличи" для родителей и специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_tserebralnye_paralichi.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

     Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений (Л.О.Бадалян).

        Термин «детский церебральный паралич» был впервые введен в 1893 году выдающимся врачом и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939гг.) Изначально это заболевание было известно как болезнь Литтля – по имени автора, который в 1853 г. впервые описал его клинические проявления.  

        Первой отечественной книгой, целиком посвященной ДЦП, был труд М.Я.Брейтмана «О клинической картине детского головномозгового паралича», вышедшей в свет в 1902 году.

Причиной развития церебральных параличей бывают различные факторы:

- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.),

-сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери,

-токсикозы беременности,

-  несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови,

-физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в т.ч. и ультрафиолетовое в больших дозах),

- некоторые лекарственные препараты,

- родовая травма,

- асфиксия(патологическое состояние, характеризующееся недостатком кислорода в крови, нарушением дыхания, сердечной деятельности),

- последствия перенесенных нейроинфекций ( менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), черепно-мозговых травм.

     Сочетание внутриутробной патологии вследствие нарушения маточно-плацентарного кровообращения с родовой травмой считается одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга. При этом наиболее страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь, корковые функции.

Ведущими в клинической картине церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и двигательными расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности).  Следует отметить, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП -  с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания и др.).

Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние, как правило улучшается или остается стабильным.

     В России принята классификация детского церебрального паралича К.А.Семеновой (1974-1978). Согласно этой классификации, утвержденной МЗ СССР в 1978г., выделяют пять форм  ДЦП: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, атонически-астатическая форма.

Самой распространенной формой является спастическая диплегия (60%д)  или  болезнь Литтля, которая характеризуется повышением мышечного тонуса в руках и ногах, причем ноги страдают больше, чем руки.   Степень поражения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости. Наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп, затрудняет стояние и ходьбу.  Двигательные нарушения при этой форме ДЦП могут быть самыми различными:  полностью самостоятельное передвижение детей с нарушением правильной позы тела, передвижение со вспомогательными средствами, передвижение в коляске.  При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной несформированности пространственных представлений. Больные испытывают трудности при различении сторон, ориентировки в схеме тела, не могут правильно скопировать форму предмета, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функций счета, выражающиеся в трудности восприятия количества,  сравнения целого и части целого, усвоение состава числа и арифметических знаков.  У большинства детей отмечают нарушения речи в форме спастико-паретической дизартрии, задержки речевого развития (К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова). Наиболее часто нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при систематических занятиях по коррекции нарушений познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Эти дети могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в средних общеобразовательных школах и на дому (по индивидуальной программе) Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести, некоторые смогут обучаться по программе школ УШ вида. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

Гемипаретическая форма. Характеризуется повреждением конечностей с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правостороннний гемипарез наблюдается чаще, чем левосторонний. При нем часто отмечаются нарушения речи в форме моторной алалии, дислексии, дисграфии.  Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку. При левостороннем гемипарезе часто отмечается патология эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, инертности, эмоциональной уплощенности.  Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Обучаемость и уровень социальной адаптации во многом определяется не тяжестью двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств.

Гиперкинетическая форма характеризуется непроизвольными насильственными движениями, усиливающимися при движении и волнении, произвольная моторика развивается с большим трудом.Дети длительно не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить.  Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии.  Структура интеллектуальных нарушений отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга  интеллект  потенциально сохранный. Трудности обучения чаще связаны с нарушением речи и слуха.  У 20-25% детей имеют места нарушения слуха,  особенно часто страдает высокотональный слух; у 10-15% отмечаются судороги. Задержка психического развития проявляется в первую очередь в недостаточности словесного мышления из-за нарушений слуха и речи, в нарушениях пространственной ориентировки в силу несформированности зрительно-моторной координации. Кроме того, отмечаются выраженные недостатки внимания, памяти, работоспособности.  Прогностически это благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать.  Начальное обучение часто осуществляется на дому по массовой программе, реже – по вспомогательной.  Затем обучение продолжается  в школах-интернатах для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, по окончании школы больные с этой формой ДЦП чаще, чем с другими формами заболевания поступают в средние и высшие учебные заведения.

Атонически-астатическая форма. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушения равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия тела и координации движений, тремор, несоразмерность движений. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, задерживается формирование навыков чтения и письма, большое место занимают нарушения целенаправленной деятельности, темпа и последовательности мыслительных действий. Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, так как не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

Двойная гемиплегия наиболее тяжелая форма ДЦП, двигательные возможности практически отсутствуют. Этим детям недоступны даже навыки самообслуживания, у них отмечается умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.  У большинства из них речь практически отсутствует (анартрия или тяжелая моторная алалия). Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный даже после применения новейших методов реабилитации и лечения.

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения.  Они имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы, не может обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (ходунков, костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться на большие расстояния, навыки самообслуживания развиты не полностью из-за нарушений функций рук. При легкой степени двигательных нарушений дети передвигаются самостоятельно, они полностью себя обслуживают. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.

Разнообразие двигательных нарушений обусловлено действием ряда факторов, связанных с особенностями заболевания. Важнейшими из них являются следующие:

Нарушения мышечного тонуса:

- спастичность  -повышение мышечного тонуса, что связано с поражением пирамидной системы. У детей ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении тонуса часто наблюдаются контрактуры (ограничение движений в суставах). Наиболее часто наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП;

- ригидность – напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимального повышения мышечного тонуса). Это происходит при тяжелом поражении экстрапирамидной (подкорковой) системы, отмечается при двойной гемиплегии;

-гипотония – низкий мышечный тонус, объем пассивных движений больше нормального. Понижение мышечного тонуса связано с недостаточностью функций мозжечка и вестибулярного аппарата, особенно выражена при атонически-астатической форме ДЦП и у детей с гиперкинетической формой на первом году жизни;

- дистония – меняющийся характер мышечного тонуса (в покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает), наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи):

Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих (пирамидных) путей головного мозга, называется центральным параличом (характерно повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах), а ограничение объема движений – центральным парезом (обычно сочетается со снижением мышечной силы и нарушением тонких дифференцированных движений, например изолированных движений пальцев рук).

Наличие насильственных движений:

 - гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Характерны для гиперкинетической формы ДЦП и гиперкинетического синдрома, который может осложнять все формы заболевания;

- тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка), он проявляется при целенаправленных движениях (например, при письме) и связан с поражением мозжечковой системы. Наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП и при других формах, осложненных атактическим (мозжечковым) синдромом.

Нарушения равновесия и координации движения:

Атаксия – несформированность реакций равновесия и координации проявляется в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. Характерна для атонически-астатической формы, когда поражена мозжечковая система.

Нарушение ощущений движений (кинестезий):

Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприоцепторов), расположенных в мышцах, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве (мышечно-суставное чувство). При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения (К.А.Семенова, Н.М.Махмудова). У детей ослаблено чувство позы, у некоторых искажено восприятие направления движения.

Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (стато-кинетических) рефлексов затрудняют формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики (навыки самообслуживания, трудовые и учебные операции)

Синкинезии:

Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений (например, при попытках к активным движениям ребенок непроизвольно открывает рот).

     Наличие патологических тонических рефлексов (лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс) препятствующих нормальному развитию возрастных двигательных навыков. Тонические рефлексы являются нормальными у детей в возрасте до 2-3 месяцев, но при ДЦП их обратное развитие задерживаются, и они затрудняют двигательное развитие ребенка.

     Нарушения психического развития детей с церебральным параличом проявляется, прежде всего, в особенностях их познавательной деятельности. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу.  Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (ЗПР) (К.А.Семенова, Э.С.Калижнюк, М.В.Ипполитова, И.Ю.Левченко).  У детей с умственной отсталостью нарушения психических чаще функций носят тотальный характер. На первый план выступает нарушение абстрактно-логического мышления и высших гностических функций.

     Задержка психического развития во многом   обусловлена особенностями их жизни:

        - вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

        - затруднения в познании окружающего мира в процессе манипулятивной, игровой деятельности, являющихся необходимой основой для формирования восприятия, пространственных представлений и мыслительных операций;

     - нарушения координированной работы различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.

     Задержка психического развития (ЗПР) у детей с тяжелыми двигательными нарушениями может проявляться в двух вариантах.

     Первый вариант - это вторичная ЗПР, обусловленная недостаточностью двигательного и речедвигательного развития. Для таких детей характерен замедленный темп психического развития и формирования пространственных представлений, а также конструктивной деятельности и графических навыков.

     Второй вариант – замедленное формирование мыслительных операций в сочетании с неравномерным развитием психических функций в целом: нарушения внимания и его целенаправленности, работоспособности, инертность, инактивность.
    Среди сенсорных расстройств у дошкольников с ДЦП отмечаются нарушения зрительного, слухового и кинестетического восприятия.

        Около 25% детей имеют аномалии зрения. Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Это приводит к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающего мира.

        При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20-25% детей наблюдается снижение слуха, причем характерно снижение слуха на высокочастотные тона. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения: ребенок затрудняется в произношении звуков к,с,ф,ш,в,т,п. У многих детей нарушается  и различение звуков, сходных по звучанию (ба-па, ва-фа). В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом неожиданном звуке).

        При всех формах церебрального паралича ощупывание, манипулирование с предметами значительно нарушено. У многих детей выражен астереогноз – невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля.

        У детей с церебральным параличом отмечается недостаточность пространственных и временных представлений (Мастюкова Е.М., Мамайчук И.И., Симонова Н.В.). Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представления о частях лица и тела, ведущей руке. Многие пространственные понятия («спереди, сзади, посередине, между, вверху, внизу») усваиваются с трудом . Дошкольники затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения («под, над, около»), с трудом усваивают понятия величины, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник.

        У многих детей нарушен целостный образ предметов (не могут сложить разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков,  сложить узор из палочек). Графическая деятельность дошкольников 4-5 лет (Кузнецова Г.В.)  часто носит характер доизобразительного черкания. Большие трудности возникают при проведении прямых линий, особенно у тех детей, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, рисуют справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону. Еще одной особенностью изобразительной деятельности является разбросанность изображения по пространству листа: части изображаемого предмета не соединяются между собой. Нарушения оптико-пространственного восприятия выражаются в рисунках неправильной  передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.

        Дошкольники с ДЦП испытывают трудности при передаче величины предметов – они часто изображают все предметы сильно уменьшенными, а дети с гиперкинезами – увеличенными (так легче рисовать). Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что больные с трудом различают и называют оттеночные цвета (голубой, розовый, малиновый, оранжевый). Множественные недостатки изображений не позволяют, как правило, выразить все элементы задуманного сюжета.

        Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточная концентрация внимания, снижение объема памяти, пониженный интерес к заданиям, плохая сосредоточенность.  

        Особенности личности детей с церебральным параличом изучались в основном клиницистами (Э.С.Калижнюк, Е.М.Мастюкова, Е.И.Кириченко и др.), отмечаются такие нарушения, как пониженная мотивация к деятельности, отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, а также такие черты личности как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.

        У детей с церебральным параличом, наряду с возрастными страхами, характерными для большинства детей 5-6 лет, встречаются особые специфические страхи:

        - устойчивый и эмоционально интенсивный «страх за свое здоровье» (страх, связанный с причинением физического ущерба, боязни боли, врачей, медицинских инструментов, болезненного заострения страха собственной смерти);

        - страх перемещения в пространстве. В частности боязнь упасть даже с незначительной высоты;

        - интенсивный и устойчивый страх одиночества, боязнь остаться без помощи близких, страх необходимости действовать самостоятельно.

        У детей с тяжелыми двигательными нарушениями страхи еще более выражены, чем у детей с легкой двигательной патологий. Страхи характеризуются большим разнообразием, устойчивостью и трудностью устранения. Все это позволяет говорить о наличии у детей с двигательной патологией своеобразного фобического синдрома (Е.В.Устинова).

        Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы.  У одних детей они проявляются в виде повышенной  эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других в виде заторможенности, робости, застенчивости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетаются с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критичности к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия,, безучастного отношения к окружающим. Нарушения поведения встречаются не у всех детей с церебральным параличом: у детей с сохранным интеллектом  - реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

Научными исследованиями и практической организацией логопедической работы с детьми с ДЦП в нашей стране занимались и занимаются врачи К.А.Семенова, М.Б.Эйдинова, Е.М.Мастюкова; психологи И.И.Мамайчук, Н.В.Симонова; педагоги-логопеды О.В.Правдина, Е.Н.Винарская, Г.В.Бабина, И.И.Панченко, М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова, Н.Н.Малофеев, Л.Б.Халилова, Е.Ф.Архипова,  О.Г.Приходько и др.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией. Эти нарушения часто комбинированы, что затрудняет их диагностику и коррекцию.

На развитие речи при ДЦП оказывают влияние:

-те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей без ДЦП;

- моторные нарушения в периферическом речевом аппарате;

- сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениям. Нарушения зрения, слуха и осязания отрицательно влияют на овладение лексики и речи в целом;

-частые отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением;

- органическое поражение центральной нервной системы;

- социальные условия развития больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.

В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка. Нарушения произношения ограничивают общение с окружающими. Алалии и задержки развития речи отрицательно сказываются на развитии всей познавательной деятельности, так как практическая деятельность без словесного опосредования носит менее обобщенный характер, возникают проблемы в развитии вербального (словесного) интеллекта.

        Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, лишенных интонационно-выразительной окраски. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития часто сочетается с различными формами дизартрии и алалии.

Дизартрия – нарушение произношения и просодики вследствие расстройства иннервации речевого аппарата. Она может проявляться в различной степени – от полной неспособности к произношению (анартрия) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики.

Алалия – системное недоразвитие речи у детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования.  Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

 В настоящее время существуют  многочисленные методики коррекции двигательных, речевых и психических нарушений у детей с ЦП. Подробно с ними можно ознакомиться в специальной литературе.

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.М.:АСТ:Астрель,2006.
  2. Бабенкова Р.И., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей  с церебральным параличом в семье. М.:Просвещение, 1993.
  3. Бадалян Л.О. Невропатология.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- Тула: Арктоус, 1997.
  5. Босых В.Г., Павловская Н.Т. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция.//Коррекционная педагогика, 2004, №1(3), стр.52-59.
  6. Данилова Л.А. Методы коррекции речи и психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1977.
  7. Евдокимова Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.-М,2001.
  8. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 1972.
  9. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2ч.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами //В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып.3. М., 1967, с. 214 -223.
  11. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.
  12. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Формирование учебной деятельности у дошкольников, страдающих церебральными параличами//Дефектология, 1982, №3.
  13. Калижнюк Э.С. Коррекционно-педагогические приемы, направленные на восстановление нарушенных корковых функций у детей-дошкольников, страдающих церебральными параличами. Метод. рекомендации. Москва,1978 г.
  14. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. -Киев, 1987.
  15. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича. –М., 2000.
  16.  Кузнецова Г.В. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности. Пособие для родителей, воспитателей и дефектологов.-М.:Издательство ГНОМиД, 2002.
  17. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. Пособие. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.
  18. Левченко И.Ю.  Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-149 с.
  19. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.:Издательский центр «Академия»,2001.
  20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников(Коррекция стертой дизартрии).-СПб, 2001.
  21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь,2001.
  22. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.: Речь, 2003.
  23. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ДЦП//Дефектология, 1988, №4.
  24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Москва, 1991 г.
  25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  26. Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.И. Дифференцированный подход к учащимся с различными формами гиперкинезов при восстановлении и формировании двигательной функции//Дефектология, 1978, №2.
  27. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. Сборник научных трудов. М., 1991.
  28. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Доме ребенка. –М., 1993.
  29. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В.Ипполитовой.- М., 1989.
  30.  Перхурова И.С.,Лузинович В.М.,Сологубов Е.Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. Москва, 1996.
  31. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  32. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
  33. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979.
  34. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с детским церебральным параличом// Дефектология, 1981, №4.
  35.  Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия,ОНР.-СПб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2004.
  36. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  37. Халилова Л.Б. Особенности фонематического восприятия и звукового анализа у младших школьников, страдающих церебральными параличами//Дефектология, 1977, №3.
  38. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом//Дефектология, 1986, №5.
  39. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.-СПб., Изд-во «Дидактика плюс»,2001.
  40.  Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности...

Релаксационные игры и упражнения для работы с детским церебральным параличом

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме....

Ребенок с детским церебральным параличом

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника  и методические рекомендации для этой категории детей....

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Всеобуч по теме: "Детский церебральный паралич"

Материал необходимый педагогам для работы с детьми, имеющими диагноз "ДЦП"...

Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом

У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. Наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, заде...