Всеобуч по теме: "Детский церебральный паралич"
презентация к уроку по теме

Баньчукова Надежда Валентиновна

Материал необходимый педагогам для работы с детьми, имеющими диагноз "ДЦП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch_po_dtsp.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЦП – БОЛЕЗНЬ, НЕ ТЕРПЯЩАЯ СУЕТЫ! Дефектологический всеобуч « Дети-ангелы »

Слайд 2

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела.

Слайд 3

5 форм ДЦП: 1. Спастическая диплегия . - наличие спастических парезов во всех конечностях ( тетрапарез ). Руки поражены меньше, чем ноги. Имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии. 2. Гемипаретическая форма. - С пастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз также, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.

Слайд 4

3. Гиперкинетическая форма. - основные симптомы: мышечная гипотония и гиперкинезы. ГИПЕРКИНЕЗЫ – насильственные движения, возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях. СИНКИНЕЗИИ – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.

Слайд 5

4. Атонически-астатическая форма. - характеризуется атаксией - нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Если форма не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются. 5. Двойная гемиплегия. - тетрапарез , при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги. Преобладает ригидность. Прогноз наименее благоприятный по сравнению с другими формами.

Слайд 6

Развитие психики детей с ДЦП: ВНИМАНИЕ : - отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность; - неустойчивость внимания; - нарушается формирование концентрации; - отмечаются трудности в переключении и распределения внимания, застревание на отдельных элементах; - слабость активного произвольного внимания  страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и переработки информации.

Слайд 7

ВОСПРИЯТИЕ: У ребенка на оптический или слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений, отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции или возникают вместо ориентировочной реакции защитно-оборонительные (плач, испуг, вздрагивание). Нарушения зрительного восприятия может быть связана с нарушениями зрения у детей с ДЦП (10 % - слепота и слабовидение; 20-30% - косоглазие, нистагм, и пр.) зрительное сосредоточение, прослеживающая функция глаз формируется позднее и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения; нарушается зрительно-моторная координация; трудности в узнавании предметов и объектов; нечеткость в восприятии; нарушена целостность образа ограниченное поле зрения  игнорирование левого или правого пространства (использование только правой или левой стороны листа, видит только изображение справа или слева) слабые связи между словом и сенсорным образом

Слайд 8

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха  отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия , в т.ч. и фонематического  приводит к задержке речевого развития, дисграфии , дислексии . Слабое ощущение движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей  приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах. При всех формах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия: задержка развития ориентировки в пространстве и формирования схемы тела; недостаточность объемных представлений  неправильное представление о форме и сущности окружающих предметов; у многих нарушены представления об объеме и соотношении плоскостного изображения с тем же объемным предметом; нарушение представлений о величине объемных предметов;

Слайд 9

ПАМЯТЬ: Нарушения в формировании образной памяти являются следствием нарушений восприятия: - нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию; - образ памяти фрагментарен, нечеток; - трудности в удержании запоминаемого материала; - у некоторых детей механическая память может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Задерживается в своем становлении словесно-логическая память.

Слайд 10

МЫШЛЕНИЕ: 1 . мышление развиваетсяс большим опозданием, особенно наглядно-действенное. 2. наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления (основой будут наблюдения и менее нарушенные функции, например, речь) 3. становление и целенаправленное развитие речи способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что приводит к развитию понятийного, словесно-логического мышления. 4. дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей; наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий.

Слайд 11

РЕЧЬ: 60-70 % детей с ДЦП имеют в анамнезе дизартрию сроки доречевого и речевого развития задержаны (малая активность звуковых проявлений, лепет беден звуками, фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали, первые слова лишь к 2-3 годам, фразовая речь – к 3-5 годам, в тяжелых случаях речь формируется лишь к периоду школьного обучения); нарушение звукопроизношения связаны с общими двигательными расстройствами; недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Слайд 12

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: повышенная эмоциональная возбудимость в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы; сочетание эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций; стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время); аффективное возбуждение может возникать под влиянием тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке; могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности. слабость волевого усилия; повышенная внушаемость; характерен фобический синдром ( синдром страхов), может проявляться двигательным возбуждением, криком, либо общей заторможенностью,гиподинамией и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, учащением пульса и дыхания, повышением температуры. При возникновении страха усиливается саливация и двигательные нарушения ( спастичность , гиперкинезы, атаксия)

Слайд 13

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Замедленный темп формирования моторных функций; Выпадение отдельных двигательных функций; Диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных , часто патологических симптомокомплексов (формирование порочных поз и положений конечностей, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стереотипов); Двигательные нарушения тесно связаны с сенсорными расстройствами.

Слайд 14

медицинская социальная психологическая логопедическая педагогическая Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: РЕБЕНОК С ДЦП

Слайд 15

РЕБЕНОК С ДЦП ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ!!! ПОДБОР МЕБЕЛИ ПОЗА РЕБЕНКА + ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ !

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности...

Релаксационные игры и упражнения для работы с детским церебральным параличом

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме....

Ребенок с детским церебральным параличом

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника  и методические рекомендации для этой категории детей....

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом

У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. Наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, заде...

Совершенствование и развитие связной речи у детей с детским церебральным параличом.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...