ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
рабочая программа (4 класс)

В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabota_s_roditelyami.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

2022-2023учебный год

Пояснительная записка

В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»

Задачи:

1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Ожидаемый результат:

  • - повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
  • - создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
  • - создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления работы с родителями:

  1. Психологическая работа (групповая и индивидуальная).

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.

Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению.

2.Правовое просвещение родителей.

В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро.

Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.

Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.

Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

  • представления о специфике работы с детьми;
  • понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;
  • Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
  •  родительские собрания (где родители получают теоретические знания)
  • индивидуальное консультирование родителей,
  • открытые уроки,
  •  викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).

4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.

Часто рождение особенного ребенка ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

  • Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
  • Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей

Задачи:

  • формирование культуры свободного времени;
  •  освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
  •  создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
  •  реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
  •  формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
  •  раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.

Направления досуговых мероприятий:

- познавательные;

- общеразвивающие;

- патриотические;

- оздоровительные;

- праздничные;

- развлекательные.

В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:

- взаимного доверия и уважения;

  • поддержки и помощи;
  • терпения и терпимости по отношению друг к другу.

4. Перспективный план работы с родителями ребенка на учебный год включает:

Направления работ

Организационные формы

Дата проведения

Обследование ребенка в процессе школьного сопровождения

Углубленное обследование

Сентябрь, май

Оценку ресурсов семьи в организации коррекционно-развивающего пространства для ребенка с ОВЗ

Опрос

Сентябрь

Составление индивидуального образовательного и развивающего маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ

Совместное составление программы всеми участниками образовательного пространства

В начале года

Консультацию родителей по вопросам реализации ИОМ

Консультация

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть

Профилактика трудностей в социально-психологической адаптации

Беседа

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть

Участие детей и подростков с ОВЗ, членов их семей в мероприятиях (праздничных, досуговых, спортивных и пр.)

Мероприятия в школе, конкурсы, олимпиады

Каждая неделя месяца

Мониторинг достижений ребенка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ, корректировка ИОМ

Консультация, опрос

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

Консультация

Каждый месяц

Тематическое планирование работы с родителями

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;

3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

4. Беседа: «Немного о режиме».

Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;

5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».

Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Составляющие здоровья»;

8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).

2

«Игра – это серьезно»

1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;

5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).

3

«Научите меня говорить правильно

»

1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;

2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;

3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания», «Комплекс упражнений для глаз»;

4. Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.

8.Консультация: «Взрослые и дети»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»), «Мелкая моторика»

2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.

3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой). Оформление выставки «Мой папа – солдат»

6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».

7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы). Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

4

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

6

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление ширмы «Азбука здоровья»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»


Октябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

4

«Родительский университет»

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

6

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


Ноябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

4

«Родительский университет»

Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

6

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

4

«Родительский университет»

Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

6

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


Январь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

4

«Родительский университет»

Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

6

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


Февраль

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

4

«Родительский университет»

Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)

6

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»


3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

4

«Родительский университет»

Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

6

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»


Апрель

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

4

«Родительский университет»

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

6

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


Май

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

3

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

4

«Родительский университет»

«Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

6

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ


4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.

Используемая литература:

1. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Экзамен, 2004. 128 с.

2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2007. 181 с.

3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

4. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М.: Владос, 2003. 408 с.

5. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Мишина. М., 1998. 18 с.

6.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО Модэк, 1995.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 319 с.

8.Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. М.: УМК «Психология»,2004.192 с.

9. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002.

10. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред., – М.: ВЛАДОС, 2008. 133 с.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

Доклад о положении детей,и семей имеющих детей

Доклад о положении детей,и семей имеющих детей...

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....

Родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ

Представлен родительский кейс с рекомендациями и  советами для родителей, имеющими детей с СДВГ. В нем описано понятие СДВГ, проявление гиперактивности, признаки  нарушений внимания у детей....

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...