Как понять, что у ребёнка дисграфия?
консультация
Данный материал предназначен для родителей, с целью изучения "Дисграфии у младших школьников".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Как понять, что у ребёнка дисграфия?
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить количество ошибок возможно.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.
Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у: ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч – щ: роща – роча, ч – ц: грачи – граци, ч – т (мягкий): чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса. Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях). Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому, искажают окончания (говорится – говорил, переставляют слоги (лопата – лотапа, пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.
Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети бывают гиперактивны. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.
Рекомендации родителям
Что нельзя?
*Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
*Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!
*Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.
*Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
*Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
По материалам журнала «ЛОГОПЕД»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки учеников 1 класса к интеллектуальному турниру "ПОНИ"
В нашем городе проводится интеллектуальный турнир для младших школьников "ПОНИ". В него включены задания на логику, эрудицию, речевое развитие и т.д. Подготовка к турниру - процесс сложный, подбор зад...

Родительское собрание «Нельзя понять ребёнка, не любя его»
Cобрание посвящено необычной теме. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, над этим как-то...

Тренинг для родителей "Как понять себя и своего ребёнка?"
Цели:· знакомство с программой тренинга и правилами работы в группе;· помощь в осознании и определении участниками группы своих ...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
Предмет: литературное чтение Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Конспект открытого урока по литературному чтению. Для 3 классов по программе «Школа 2100» Тема: «Удивительные пони Юнны Мориц» (Стихотворения «Пони» и «Любимый пони»)
Конспект открытого урока по литературному чтению.Для 3 классов по программе «Школа 2100»Тема: «Удивительные пони Юнны Мориц» (Стихотворения «Пони» и «Любимый пони»)...

Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе: простые советы для родителей
Школа — это новый и важный этап в жизни ребёнка. Но как понять, готов ли он к этому шагу? Давайте разберемся, вместе с ведущим нейрологопедом онлайн-школы «Логопотам» Антониной Браги...

