Рекомендации для родителей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация
Задержка психического развития – одна из самых распространённых детских патологий. Узнав о проблеме своего ребёнка, у родителей возникает много вопросов. Каковы причины задержки психического развития? Как диагностировать данное заболевание? Что делать после того, как ПМПК установила данный диагноз? Как помочь своему ребенку? На самом деле ЗПР у детей – вовсе не приговор. Грамотные и регулярные занятия – гарантия успешной психокоррекционной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития – одна из самых распространённых детских патологий. Наибольшее количество детей в образовательном учреждении имеют именно этот диагноз, таким обучающимся сложно овладеть основной общеобразовательной программой. В результате возникает масса проблем у учителей (как учить) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей – вовсе не приговор. Грамотные и регулярные занятия – гарантия успешной психокоррекционной работы.
Каковы же причины задержки психического развития?
Задержка психического развития может произойти вследствие биологических осложнений:
- Патологии и осложнения во время беременности;
- Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни ребенка;
- Генетика.
Социальные нарушения:
- Длительное ограничение жизнедеятельности;
- Дефицит общения;
- Безнадзорность;
- Гиперопека;
- Авторитаризм,
Как диагностировать ЗПР у ребенка?
В младшем школьном возрасте отчетливо видны нарушения когнитивных способностей.
Неустойчивая, малопродуктивная память. Рассеянное, ослабленное внимание. Снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение внимания. Восприятие поверхностное. Медленная скорость построения единого и цельного образа в представлении. Не маловажную роль играет речь. Бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, несформированность лексико-грамматического строя, проблемы со связной речью, дефекты артикуляционного аппарата.
Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднен из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации. Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:
- Работа и игры в одиночку;
- Детей редко принимают в игры;
- Неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;
Детям с ЗПР свойственна эмоциональная неустойчивость, несамостоятельность, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности, мгновенная смена настроения.
После того как ПМПК установила ребенку диагноз ЗПР. Что делать?
После того, как психолого-медико-педагогическая комиссия установила ребенку диагноз задержка психического развития, общеобразовательная организация (школа), разрабатывает коррекционно-развивающую программу, в зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребенка.
В первую очередь, ребенок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия с психологом, для того чтобы скорректировать психическое развитие (повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития; развить крупную и мелкую моторику; расширить словарный запас и понятийный аппарат).
Что делать родителям?
Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребенок будет обучаться медленнее ровесников. Не стоит требовать от него слишком много, нужно быть терпеливым к его особенностям, изучить их и учитывать при общении и занятиях.
Общие советы:
- Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
- Уделять ребенку больше внимания, организовывать совместное времяпровождение.
- Работать совместно с учителем, психологом и другими необходимыми специалистами.
- Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
- Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
- Организовывать общение с ровесниками.
- Не повышать голоса, быть терпеливым, чтобы не произошло.
- Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, - эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.
В первую очередь, родителям нужно направить усилия на развитие мелкой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями.
Для этого рекомендуется использовать:
- Конструкторы;
- Пластилин;
- Пазлы;
- Кубики;
- Пирамидки и т.д.
Также можно выполнять с ребенком несложные упражнения, способствующие развития различных психических функций.
Игры для развития детей с ЗПР:
«Назови похожее»
Родитель называет эмоцию, настроение или чувство – к ним нужно подобрать синоним.
«Загадки-описания»
Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.
Например:
Был шарик бел. Ветер подул – он улетел. (одуванчик)
Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)
Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)
«Найди отличия»
Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком.
Например:
Удочка-уточка, точка – дочка и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации проведения занятий и дидактических игр для детей школьного возраста с задержкой психического развития...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР. Задачи:1. Дать ...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.
Содержание:1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть) 2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР(Практическая часть)...

