Рекомендации для родителей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация

Пахтусова Татьяна Николаевна

Задержка психического развития – одна из самых распространённых детских патологий. Узнав о проблеме своего ребёнка, у родителей возникает много вопросов. Каковы причины задержки психического развития? Как диагностировать данное заболевание? Что делать после того, как ПМПК установила данный диагноз? Как помочь своему ребенку? На самом деле ЗПР у детей – вовсе не приговор. Грамотные и регулярные занятия – гарантия успешной психокоррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_obuchayushchihsya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей обучающихся

 с задержкой психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития – одна из самых распространённых детских патологий. Наибольшее количество детей в образовательном учреждении имеют именно этот диагноз, таким обучающимся сложно овладеть основной общеобразовательной программой. В результате возникает масса проблем у учителей (как учить) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей – вовсе не приговор. Грамотные и регулярные занятия – гарантия успешной психокоррекционной работы.

Каковы же причины задержки психического развития?

Задержка психического развития может произойти вследствие биологических осложнений:

  • Патологии и осложнения во время беременности;
  • Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни ребенка;
  • Генетика.

Социальные нарушения:

  • Длительное ограничение жизнедеятельности;
  • Дефицит общения;
  • Безнадзорность;
  • Гиперопека;
  • Авторитаризм,

Как диагностировать ЗПР у ребенка?

В младшем школьном возрасте отчетливо видны нарушения когнитивных способностей.

Неустойчивая, малопродуктивная память. Рассеянное, ослабленное внимание. Снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение внимания. Восприятие поверхностное. Медленная скорость построения единого и цельного образа в представлении. Не маловажную роль играет речь. Бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, несформированность лексико-грамматического строя, проблемы со связной речью, дефекты артикуляционного аппарата.

Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднен из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации. Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:

  • Работа и игры в одиночку;
  • Детей редко принимают в игры;
  • Неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;

Детям с ЗПР свойственна эмоциональная неустойчивость, несамостоятельность, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности, мгновенная смена настроения.

После того как ПМПК установила ребенку диагноз ЗПР. Что делать?

После того, как психолого-медико-педагогическая комиссия установила ребенку диагноз задержка психического развития, общеобразовательная организация (школа), разрабатывает коррекционно-развивающую программу, в зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребенка.

В первую очередь, ребенок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия с психологом, для того чтобы скорректировать психическое развитие (повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития; развить крупную и мелкую моторику; расширить словарный запас и понятийный аппарат).

Что делать родителям?

Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребенок будет обучаться медленнее ровесников. Не стоит требовать от него слишком много, нужно быть терпеливым к его особенностям, изучить их и учитывать при общении и занятиях.

Общие советы:

  1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
  2. Уделять ребенку больше внимания, организовывать совместное времяпровождение.
  3. Работать совместно с учителем, психологом и другими необходимыми специалистами.
  4. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
  5. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
  6. Организовывать общение с ровесниками.
  7. Не повышать голоса, быть терпеливым, чтобы не произошло.
  8. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, - эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

В первую очередь, родителям нужно направить усилия на развитие мелкой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями.

Для этого рекомендуется использовать:

  • Конструкторы;
  • Пластилин;
  • Пазлы;
  • Кубики;
  • Пирамидки и т.д.

Также можно выполнять с ребенком несложные упражнения, способствующие развития различных психических функций.

Игры для развития детей с ЗПР:

«Назови похожее»

Родитель называет эмоцию, настроение или чувство – к ним нужно подобрать синоним.

«Загадки-описания»

Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.

Например:

Был шарик бел. Ветер подул – он улетел. (одуванчик)

Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)

Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)

«Найди отличия»

Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком.

Например:

Удочка-уточка, точка – дочка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Особенности обучающихсяс задержкой психического развития

Консультация для родителей и педагогов...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»

Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.  Задачи:1.    Дать ...

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.

Содержание:1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть) 2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР(Практическая часть)...