Проектная деятельность как условие развития компетенций
план-конспект урока (4 класс) по теме

автор:  Козьменко Галина Владимировна  Мастер-класс по теме: Проектная деятельность как условие развития компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaja dejatelnost.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

© Козьменко Галина Владимировна, МОУ СОШ № 12                                                              г. Новоалександровск, Ставропольский край

Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций личности

 

Представление системы уроков

  Начальная школа – не только важная ступень базового образования, но и основа для формирования азов проектной деятельности. Сегодня  нами выбор уже сделан:  российское учительство реализует  национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В связи с введением нового образовательного стандарта необходимо в качестве главного  результата образования рассматривать не систему знаний,  умений и навыков  самих  по  себе, а   набор  ключевых компетентностей. Часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность» необходимо различать:

  Компетентность – это готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.  Нельзя не учитывать  тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США и разработан  американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Сегодня эта технология вновь актуальна. Систематизировать теоретические знания мне помогли курсы «Интел – обучение для будущего». “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. 

 Каковы же цели проектной деятельности?

Успешность, альтернативная учебной.  Успех — это состояние человека,  чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Проектная деятельность наиболее ярко демонстрирует информационные  компетентности. Овладение передачи, поиском, хранением информации, использования компьютера; поиск  необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Личностные и регулятивные компетентности. Включают в себя контроль и оценку деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Коммуникативные компетентности - учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Познавательные компетентности. Умение решать творческие задачи, проявлять оригинальность, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. 

 Применение полученных знаний. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.                                                         Привлечение родителей. Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости.

  Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Он  никак не противоречит традиционным способам обучения, зато помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. 

 Немного практики: Под моим руководством в классе реализованы коллективные  проекты, наиболее удачные  я хочу продемонстрировать.

3). Имитационная игра  

Ув. коллеги, вы же пришли с хорошим настроением, подружиться, перенять опыт друг друга, показать своё мастерство? Я предлагаю вам составить проект на тему: Что такое счастье или как быть счастливым…  (Каждой группе в помощь предложены характеристики основополагающего, проблемного вопроса, выдвижение гипотезы…..)

У счастья много ликов,

Счастливый же увидит то, что от многих ускользает,

У счастья много мигов,

Счастливому даётся то, что для многих не сверкает.

Несмотря на то, что все мы разные, но всё же мы узнали, что такое счастье.

5. Рефлексия

1. В заключение хочется отметить, что проектный метод имеет огромный развивающий потенциал. У ребят исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

2.  Слушателям предлагается  составить синквейн по теме: « Проектная деятельность»

Итак, дорогие коллеги! Что ценного Вы возьмете в свою методическую копилку, в свой «багаж знаний»? Над формированием каких компетенций мы сегодня работали? Какие приемы использовали? Какие виды учебных работ и организационные формы помогли достичь поставленной цели?

Спасибо за внимание!        Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу,

          Нихудшая всё- таки участь,

                   Мне кажется, я их чему – то учу,            

   А это – они меня учат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Статья: «Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ».

Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ помогает развитию у них контрольных умений, что является  важнейшей коррекционной задачей....

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...