Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
методическая разработка по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Анализ опыта работы по теме: "Гармоничное развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmonichnoe_razvitie_rebyonka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.

          Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его эффективного участия в общественной жизни, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

          Основной целью моей работы является гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность с учётом его индивидуальных особенностей.

          Для реализации поставленной цели определила в своей педагогической деятельности следующие задачи:

  1. изучить индивидуальные особенности ребёнка;
  2. направить учебный процесс на общее развитие ребёнка;
  3. содействовать раскрытию внутреннего мира школьника (предоставлять ему возможность проявления индивидуальности, применения накопленного личного опыта на практике, развития интересов);
  4. способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

          При поступлении детей в первый класс совместно с психологом провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей.

          Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для  формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто использую проведение:

  1. экскурсий, походов;
  2. предметных недель;
  3. интеллектуальных конкурсов;
  4. исследовательских работ;
  5. викторин по различным областям знаний;
  6. доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
  7. познавательных игр.

          Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают заряд положительной энергии. Только за этот учебный год нами совершено 5 экскурсий в различные культурные центры.

          Для повышения интереса учащихся к получению знаний, к учению провожу предметные недели. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю. Учащиеся готовят сообщения, которые сопровождаются красочными презентациями. В кабинете организуется выставка плакатов, рисунков, рефератов. Имеется в классе и так называемый «стол – лаборатория», где расположены творческие задания, логические упражнения, составленные с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Каждый ребёнок, выполнив задание и получив положительный отзыв от одноклассников и от учителя, помещает свою работу в папку достижений «Портфолио».

           Развитию познавательных и творческих способностей содействует участие детей в таких конкурсах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка», «Старт». При подготовке к участию в  конкурсах проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и заданий. Без сомнения, такая работа влияет и на результаты учебной деятельности.  

           Учащиеся с удовольствием участвуют в школьных интеллектуальных конкурсах: «Своя игра», «Умники и умницы», «Брейн – ринг»,  «Эти забавные животные», «Космические путешествия» и т. д.

           Внеурочную деятельность  стараюсь строить таким образом, чтобы она  захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали,   отстаивали  свои   «открытия». Формулирую вопросы проблемного, обобщающего характера, которые  вызывают потребность в познании, подразумевают вариативность ответов. Так, при проведении внеклассных мероприятий по математике регулярно использую системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных интересов и способностей, на расширение математического кругозора школьников. Опираюсь на знания, которые уже есть у ученика. Ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное.    

           В классе есть дети с низким уровнем самооценки, испытывающие трудности в обучении. Такие дети нуждаются в особых взаимоотношениях с учителем.  Стараюсь строить эти отношения на уважении, доверии, а также открытости, раскованности. С целью обеспечения успеха в учебной деятельности, повышения самооценки, использую существенный фактор – их увлечения и достижения вне школы, которые влияют не только на их жизненную успешность, но и на учебную и внеучебную деятельность.  Совместно с этими детьми проводила различные мероприятия: «Славим руки матери», «Путешествие в 2011 год», «Мамочка моя – самая лучшая», «Путешествие по неизведанным планетам».

          Одним из показателей общего развития учащихся является проявление эмоционально-волевых качеств: поведение, интересы, атмосфера в классе, эмоциональное самочувствие. Поэтому, стараюсь создать благоприятную среду человеческих отношений через:

  1. спокойную обстановку в классе,
  2. комфортные условия, приближённые к домашним,
  3. проведение прогулок на свежем воздухе.                  

Ребёнок успешен тогда, когда физически здоров. Поэтому, в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: профилактические (ароматерапию); компенсаторно-нейтрализующие (физминутки); стимулирующие (создание ситуация успеха); информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).

Провожу много мероприятий содействующих сохранению и укреплению здоровья. Прежде всего, это система классных часов, на которых проводятся беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с медицинскими работниками  школы, различные тренинги, выполнение режима дня, беседы о правильном питании.

Первыми помощниками в этой работе являются родители, которые активно участвуют в организации и проведении спортивных мероприятий, походов, прогулок в лес. Традицией нашего класса стал праздник «Папа, мама, Я – здоровая семья». Любим все вместе посещать бассейн, тренажёрный зал.

Вместе с детьми разработали основные заповеди ЗОЖ «"Как быть здоровым":

  1. Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины.
  2. Участвуй во всех спортивных мероприятиях.
  3. Оказывай помощь.
  4. Каждый день старайся употреблять в пищу чеснок и лук.
  5. Проветривай помещение.

            Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения,  провожу физкультминутки через 10-15 минут от начала занятия. Учитывая специфику предмета, часто использую музыкальное сопровождение, элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток  включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, упражнения для ног, на самодельных ковриках, выполненных по образцу аппликатора Кузнецова.

             Свою роль, как учителя, вижу в своеобразной объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком для тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях помогаю родителям адекватно оценивать возможности ребёнка, видеть в нём индивидуальность, помогать ему во всестороннем развитии.

           Содружество родителей и педагога приносят свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески активны, способны рассуждать, доказывать, обосновывать свой выбор.  

            Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести следующие:

-  формирование у детей высокой мотивации к обучению (1 год обучения– 60%, 2 год – 73%,  3 год – 87%)

см. Приложение.

-  эмоциональное развитие учащихся (1 год обучения – 54%, 2 год – 70%,

3 год – 80%)

-  развитие творческих и познавательных способностей (1 год – 46%, 2 год – 64%, 3 год – 83%)

- сплочение детского коллектива (1 год – 60%, 2 год – 77%, 3 год –  88%)

-  вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу (1 год –  40%,

2 год – 65%, 3 год –  73%)    

             Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем параметрам гармонического развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.

Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения....

Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь  развития познавательных способностей школьников....

Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

В данном проекте  представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...