Портфолио в начальной школе.
статья по теме

 

Средством формирования высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте является ученическое портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc804 КБ

Предварительный просмотр:

портфолио в начальной школе.

                                                                         Работу выполнила: Клочкова Н.К.,

                                                  учитель начальных классов

                                                       МОУ СОШ №3 г.Михайловка

                                            Волгоградская область.

XXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности. Изменился общественно- политический строй, и в общественном сознании так же произошли коренные изменения: «человек для общества» постепенно уступает в нем место «человеку для себя». Хорошо это или плохо – рассудит история. Школа же обязана сегодня главные усилия в сфере образования направлять на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких- то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

        Исследования психологов заставляют принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности»( высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она – решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Однако, положительная мотивация личности, в свою очередь, невозможно без благополучного развития высших форм мышления ребенка, которая во многом определяется уровнем сформированности его наглядно – образного и наглядно – действенного мышления. Поэтому, если мы рассматриваем формирование личности как непрерывный процесс, в котором начальная школа занимает одно из важнейших мест, следует во главу ставить задачу формирования высших форм мышления, в частности – мышления творческого. Творческое мышление требует осуществления, умения ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, использовать нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения формирования критериев оценок. Следствие формирование высших форм мышления – гармоничное развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями, становления культуры его учебной деятельности, формирование способности к самообразованию. Развитие воображения и мышления принципиально изменяет позицию ученика: он – творец, имеющий право выбора способов и путей деятельности, обучающийся сознательно, следовательно -  продуктивно и результативно. Именно такой ученик, по-моему мнению, способен к обучению в течение всей жизни, социально мобилен, и, следовательно, конкурентоспособен. Средством формирования высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте является ученическое портфолио.

        Портфолио ( от франц. porter  излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

        Понятие «портфолио» пришло к нам из Запанной Европы XV – XVI  веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.

        Идея воспользоваться портфолио в сфере образования возникло в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в Ом числе и в России. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он  относится к ряду «аутентичных» (истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.  Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).  Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Концепция портфолио: портфолио перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Философия ученического  портфолио предполагает:

 – смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он      знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

-  перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

        Функции портфолио:

- диагностическая: фиксирует изменения, и рост за определенный период времени;

- целеполагания: поддерживает учебные цели ученика;

- содержательная: раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ;

- развивающая: обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

- мотивационная: поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей, родителей;

- рейтинговая: показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

  Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

       Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.

Основной смысл  портфолио в начальных классах – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

       Портфолио в начальной школе, для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Портфолио в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

         Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,
создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

 развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

 формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности, стимулирование к самосовершенствованию;

приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

        Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он водится в рамках эксперимента. Но всё идет к тому,  что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы. На протяжении многих лет учителя начальных классов собирают и вручают выпускникам папки с их работами, из которых можно сделать выводы, каких успехов добились ученики, каким предметам они отдавали предпочтение в начальной школе. Идея создания портфолио в последнее время становится все более популярной.                                                                 Что стоить за сухой отметкой, выставленной в дневнике, в журнале? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? А портфолио становится «историей успеха»,  помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. По- моему мнению, портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной компетентности.

        Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду? Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос ответили бы - «всестороннее развитие личности ребенка». А сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата? Да и вообще - достижим ли он в широкой практике воспитания? Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата  воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир. Знания. Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание, на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте. Исходя из вышесказанного, я использовала портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного развития моих учеников.

     Создание условий для самореализации ученика, реализация субъектного подхода, уважение к возможностям ребёнка,  позволяют  мотивировать процесс развития его мыслительных и творческих возможностей, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ: раздел "Творческие работы" становится  основным и главным, раздел "Официальные документы" используется только в качестве приложения. С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации. Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.  

        Преимущества и недостатки портфолио.                                              Основные преимущества портфолио:

- портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;

- позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося по средствам анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

- поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ и самоконтроль учащихся;

- сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении;

- форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает акценты от традиционной оценки к альтернативной.

Недостатки портфолио:

- внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности принять эту инновацию;

- портфолио требует от учителя и от учащихся новых и организационных и познавательных умений;

- портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Возможные риски:

- недостаточное понимание проблемы работы над портфолио со стороны родителей;

- организованность родителей на должном уровне;

- не у всех участников возникает потребность в работе над портфолио;

- работа будет проводиться не систематически.

Единых, жестких требований (государственного образца портфолио ученика) на данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Считаю, что портфолио – это портфель личных достижений ученика, который содержит:

- личные работы ученика;

- творческие работы, отражающие его интересы;

- лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой- либо области;

- самостоятельно найденные информационно – справочные материалы из дополнительных источников;

- доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении в учебный и внеклассной деятельности.                                Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.                                                                                     Работу над портфолио учеников я веду с первого класса. Уже в первые дни первого класса возникает потребность в создании портфолио. «Портфолио» как для ребенка, так и для родителей звучит непривычно. Перед родителями своего класса я выступила с презентацией  «Портфолио в начальной школе». Идея портфолио заинтересовала родителей и увлекла детей. В нашем классе решено было, что портфолио то не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий потенциал. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму. С самого начала работа ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую работы проделали и родители. Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку выбрать фотографию, старались дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Следует отметить, что, судя по выбранным фотографиям, дети не старались представить себя намного лучше, чем их воспринимают окружающие, в то же время, пытаясь выразить определённое свойство характера или показать своё увлечение. Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности. Совместная работа над портфолио укрепляет семейные взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции.  

Структурная модель портфолио ученика начальной школы.

Раздел «Визитка» .  

Раздел «Визитка» - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а так же данные об учебном заведении в котором он учится.

 В данном разделе можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможны следующие заголовки листов:

«Мое имя»- содержит информацию о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях носивших и носящих это имя, рассказать, какой характер имеют люди с данным именем;

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи, о семейных традициях, прилагаются фотографии или рисунки своей семьи;

«Мой знак зодиака» - рисует свой знак зодиака и описывает его;

«Мой город»-  рассказ о родном городе, его достопримечательностях; здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы.

«Мои друзья» - фотографии друзей, рассказ о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься.

«Мои увлечения» - рассказ о своих интересах, увлечениях, размещают картинки, вырезки  из журналов.

«Моя школа»- включает в себя фотографию школы, рассказ о школе и педагогах.

«Мой класс» - фотография всего класса, список детей.

«Мои педагоги» - здесь можно разместить фотографии учителей, рассказ о любимом предмете и любимом преподавателе.

«Моя мечта» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии о своих самых заветных мечтах.

Раздел «Моя учеба».

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Мое творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.

Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться. Ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе с портфолио. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

 

Приложение.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...