"От экскурсии к проекту" (деятельностный подход на уроках окружающего мира)
презентация по теме

Агеева Юлия Владимировна

Данная работа раскрывает экскрсию как метод поисковой активности младших школьников. Экскурсия подталкивает учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся с помощью вопросов самостоятельно формулируют тему, цель и задачи исследования сами не подозревая этого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Деятельностный подход на уроках окружающего мира»
(от экскурсии к проекту)

"Единственный путь,

ведущий к знаниям, -

это деятельность"

Бернард Шоу

В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе. 

       В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия – одна из форм организации учебной деятельности, которая используется для проведения детьми собственных исследований.

        Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы я часто использую эту форму организации. Экскурсия служит стартовой площадкой  для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.

    В 1 классе на уроках окружающего мира очень много уроков отведено на экскурсии. Однажды я со своим классом отправилась на экскурсию наблюдать приметы осени. И в это время над головой по небу летели стаи птиц, улетающие в тёплые края. Кто – то из детей задал вопрос «А почему птицы улетают на юг?», «Как они находят дорогу в тёплые края?» Так и родилась наша коллективная исследовательская работа «Почему птицы улетают на юг?».

      Сначала мы составили план нашей работы.

Цель исследования: «Выявить причину отлёта птиц на юг»

Задачи исследования:

  1. Выяснить какие птицы улетают на юг, и как они узнают о времени перелёта.

 2. Узнать, как птицы находят дорогу во время перелётов.

Гипотеза: «Предположим, что если птицы не улетят на юг, то они лишатся тепла, корма и перестанут существовать».

   Сначала ребята подобрали информацию о перелётных птицах, оформили её в виде мини – сообщений с ярким красочным оформлением.

    Затем ребята разделились на несколько групп, где каждая группа работала над заданной темой. Одни подобрали информацию о времени перелёта птиц, другие о том, как птицы находят дорогу во время перелёта. Вся информация была оформлена в виде сообщений, с защитой каждой группой.

    Всю информацию мы собрали в одну большую исследовательскую работу «Почему птицы улетают на юг?».

    Заключительным этапом нашей исследовательской работы была экскурсия в марте, где зима ещё властвовала. Ребята сделали скворечник, кормушки с крупой и хлебом для тех птиц, которые уже прилетели к нам инстинктивно, но застали затянувшуюся зиму.

      Результатом нашей деятельности стало выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где мы заняли первое место среди всей школы.

    Вот так благодаря экскурсии у нас получилась замечательная исследовательская работа, где учащиеся сами проявили активность в выборе темы, цели и задач нашего исследования.

      Хотелось бы отметить, что на этом наша работа не заканчивается. Мы активно продолжаем поисково - исследовательскую работу с энциклопедиями, словарями, художественной литературой и уже начали новый проект «Сказочные человечки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход на уроках окружающего мира (от экскурсии к проекту) Выполнила: Гордеева Ю.В., учитель начальных классов

Слайд 3

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой деятельности школьников особое место занимает ЭКСКУРСИЯ.

Слайд 4

Экскурсия рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения.

Слайд 7

Цель исследования: «Выявить причину отлёта птиц на юг» Задачи исследования: 1. Выяснить какие птицы улетают на юг, и как они узнают о времени перелёта. 2. Узнать как птицы находят дорогу во время перелётов. Гипотеза: «Предположим, что если птицы не улетят на юг, то они лишатся тепла, корма и перестанут существовать». План работы

Слайд 9

Какие птицы улетают на юг?

Слайд 10

Мы вам сейчас обо всём расскажем!

Слайд 11

Мы ждём возвращения птиц холодной и снежной весной!

Слайд 12

Пожелания: Берегите птиц! Заботьтесь о них! И встречайте их каждую весну как мы!

Слайд 13

Результат

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...