Активизация познавательных интересов учащихся.
статья по теме

Тиховская Екатерина Борисовна

Как повысить учебный интерес, развить творческие способности учащихся. Из опыта работы учитель начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktiviz_poznav_i_tvorcheskih.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Активизация познавательных интересов учащихся, их

             творческих возможностей».

Учитель ГБСКОУ шк. № 439: ТИХОВСКАЯ Е.Б.

               г. Петергоф, Санкт-Петербугр, 2009 г.

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребенка учитель также должен знать психологические и физиологические особенности детей.

Работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, развития, требует индивидуального подхода, в большей степени, так как эти учащиеся на уроках быстро утомляются и испытывают большие затруднения  в усвоении изученного материала.

Следует учитывать и тот факт, что значительная часть учащихся уже на втором или третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, в том числе и к русскому языку. Отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно высказывать свои мысли. Поэтому задача учителя начальных классов, учитывая сложность работы, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребенка и , конечно, воспитание интереса к предмету и любви к родному языку. Одним из важнейших условий заинтересованного отношения ребенка к учебе, к предмету является умение учителя поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Учителю необходимо сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки - интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку.

Важно, чтобы за скучной грамматикой и однообразной орфографией не потерялся великий русский язык. Необходимо, чтобы дети не только почувствовали красоту русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Пытаться развить способность владеть словом, чувствовать слово, правильно, точно, ясно выражать свои мысли. Одним из приемов, воспитывающим интерес к предмету, является использование на уроках пословиц, поговорок, загадок. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей, развивают мышление, сообразительность. На уроках используются пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Не в бровь, а в глаз.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Коротко да ясно, от того и прекрасно.   и т. д.

Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, чаще всего употребленных в переносном смысле.

Длинноногие сестрицы

Вышли в поле на лужок,

Словно снег у них ресницы

И, как солнышко, глазок.

Долгоножка хвалится:

«Я ли не красавица ?»

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.

Прекрасные возможности для развития речи дает работа с фразеологизмами.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Одним из основных приемов, является использование на уроках игровых моментов, игр.

Игра позволяет ставить учащихся в позицию автора, дает возможность выразиться, раскрыть свою личность, отношение к происходящему, выразить свои мысли, чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Полезно использовать и дидактические игры, и ролевые. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями. Обучая литературных героев дети учатся сами.

Полезным будет использование игр развивающих внимание, память, наблюдательность.

«День и ночь».

«Заблудился».

«Минутка».

Игры, развивающие творческие способности учащихся.

«Волшебная палочка».

«Загадки веселого карандаша».

Ранее изученный грамматический и орфографический материал, дают возможность закрепить  игры – соревнования.

«Аукцион».

«Конкурс».

«Эстафета».  

«Эрудит».

Познавательную деятельность учащихся активизируют нетрадиционные формы проведения  уроков. Уроки – путешествия. Уроки – сказки. Уроки – праздники. Такие уроки требуют специальной подготовки учителя, детей, привлекаются родители, ведется большая подготовительная работа, шьются костюмы. Дети с большим желанием принимают участие в подготовке. Старания всех участников педагогического процесса дают прекрасные результаты. Повышается интерес к предмету, повышается качество знаний, снижается утомляемость.