Анализ работы методического объединения за первое полугодие
статья на тему

Представлен анализ работы ШМО учителей нвачальных классов  за первое полугодие 2011-2012 учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи

за первое полугодие 2011- 2012 учебного  года.

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.

Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Преподавательский состав  ШМО учителей начальных классов  непрерывно  повышает  уровень самообразования и свой профессиональный уровень.

В состав ШМО учителей начальных классов входят 9 преподавателей. Из них:  имеют высшую категорию -4 учителя, первую категорию - 3 учителя, соответствие - 2  учителя.

 В первом полугодии  2011-2012 учебного года  четыре  учителя прошли курсы повышения квалификации по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения» ( Дрямина О. А., Атанова Н. В., Ампилова И. В., Карпова Р. К.).

ШМО учителей начальных классов работало по теме « Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся и инновационные технологии в преподавании учебных дисциплин, через обновление методической работы учителя», с целью создания условий для развития профессионального мастерства педагога, индивидуального успеха ребенка, используя современные технологии, информационные базы, возможности обмена опытом.

Перед педагогическим коллективом ШМО стояли следующие задачи :

  1. активизировать работу по внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения;
  2. создавать образовательную среду для развития творческих способностей обучающихся, условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, эстетического и патриотического воспитания;
  3. продолжить работу по выявлению, изучению,  обобщению передового педагогического опыта;
  4. повышать профессиональный уровень учителей  через овладение инновационными технологиями;
  5. дальнейшее освоение программы "Школа 2100";
  6. создать на школьном сайте страницу методического объединения начальных классов;
  7. введение ФГОС в начальной школе.

Поставленные задачи реализовывались в ходе:

  1. использования технологий развивающего,  дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения,  ИКТ в образовательном процессе;
  1. использования межпредметных связей при изучении учебного материала;
  1. разработки различных заданий для педагогов и обучающихся, которые способствовали их обращению к информационной среде как инструменту, к общению в парах и группах.

 Разработанная система мероприятий для педагогов по проблеме « Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся и инновационные технологии в преподавании учебных дисциплин, через обновление методической работы учителя»  включала в себя:

  1. заседания МО;
  1. индивидуальную работу по теме самообразования;
  1. знакомство с опытом работы творческих учителей по данной проблеме;
  1.  открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, взаимопосещение уроков;
  1. организацию мониторинговых исследований качества образования;
  1. участие в конкурсах, семинарах;
  1. создание рабочей группы « По введению ФГОС НОО в МАОУ СОШ №3»;
  1. прохождение курсов повышения квалификации;
  1. участие в городских научно-практических конференциях, семинарах, педагогических советах
  1. участие в социально значимых проектах ;
  1. работу с родителями обучающихся;
  1. индивидуальные консультации;
  1. аттестацию.

       Учителя начальных классов работают по трём УМК: «Школа России», "Школа 2100", "Перспективная начальная школа". Ими было составлено календарно-тематическое планирование и рабочие программы в соответствии с рекомендациями и нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Министерством образования РФ. Календарно - тематическое планирование по предметам было рассмотрено и утверждено на заседании М/О.

             Все учителя начальной школы опытные учителя, учителя со стажем работы. Обмен опытом работы проходит  таким образом:

  1.      -в начале учебного года руководителем ШМО учителей начальной школы Глазковой Т. В. было проведено собеседование с учителями начальных классов, были выбраны темы по самообразованию, совместно определены сроки и форма реализации.

Ф.И.О. учителей

Должность

специальность

Тема самообразования

Форма реализации

Глазкова Татьяна Валерьевна

Председатель М/О

Учитель начальных классов

Методика работы над орфографическим правилом в начальной школе

доклад на МО (май)

внеклассное мероприятие

Черкашина Ольга Ивановна

Учитель начальных классов

Нравственно - патриотическое воспитание в классах казачьей направленности

доклад на МО (март)

внеклассное мероприятие

Атанова  Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках обучения грамоте

доклад на МО (май)

урок с презентацией

Карпова  Рузанна Керобовна

Учитель начальных классов

Разнообразие словарной работы на уроках

доклад на МО (январь)

внеклассное мероприятие

Мамедова Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

Осуществление личносто - ориентированного подхода к обучение через привитие креативных способностей учащихся

доклад на МО (январь)

презентация

Дрямина  Оксана Александровна

Учитель начальных классов

Особенности совершенствования учебно- воспитательного процесса путём формирования истории и культуры Кубани

доклад на МО (март)

Тамилина  Зоя  Николаевна

Учитель начальных классов

Развитие личностно-ориентированной модели образования

доклад на МО (ноябрь)

Ампилова Ирина Викторовна

Учитель начальных классов

Развитие речи и памяти младшего школьника как фактор совершенствования личности

доклад на МО (февраль)

презентация

Жорова  Нина Анатольевна

Учитель начальных классов

Система работы учителя начальных классов по развитию адаптивных качеств личности

доклад на МО (ноябрь)

     - в течение ученого года учителя работают по темам самообразования;

     - в течение года учителя делятся накопленным опытом и знаниями на методических объединениях.

         В целях реализации задачи по введению ФГОС НОО в МАОУ СОШ № 3  была создана рабочая группа под руководством руководителя ШМО глазковой Т. В., в состав которой вошли :

Атанова Н. В., Ампилова И. В., Дрямина О. А.

Перед членами рабочей группы стоят задачи повышения квалификации по проблемам:

  1. перехода на новые учебные стандарты;
  1. проектирования образовательного содержания, направленного на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
  1. отбора методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
  1. планирования внедрения в практику  работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся:

технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения,  метод проектов, метод самостоятельной работы;

  1. освоения технологии создания компетентностно –ориентированных заданий;
  1. освоения и внедрения в процесс обучения мониторинга процесса формирования  ключевых компетенций младшего школьника;
  1. совершенствования  форм  работы с одаренными учащимися;
  1. осуществления психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Взаимопосещение уроков  в первом полугодии носило регулярный характер, анализ данных уроков приводил к выбору наиболее эффективных методов и приемов при обучении и воспитании школьников.

 Также в школе имеется методическая библиотека для учителей, которая ежегодно пополняется периодической печатью различных журналов и газет («Педсовет», «Классный руководитель», научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе», «Начальная школа» и другие.) Используя, материал из журналов и газет, интернета  учителя обогащают свой кругозор, используют новую методическую информацию, а в своих докладах, повышая уровень самообразования.

Анализ краевых диагностических работ  в 4 классах (Черкашина О. И., Глазкова Т. В.)   показал следующее:

по математике:

  1. средний уровень  предметной  обученности -  100 % (по району - 97,7%)
  2. средний уровень качества знаний – 79%  ( по району - 65,8%)

          по русскому языку:

  1. средний уровень  предметной  обученности -  98% (по району - 91,7%)
  2. средний уровень качества знаний – 73,2%  ( по району - 63,07%)

Своевременно оказывалась психологическая помощь психологом школы как учителям, так и учащимся 4-ых классов. Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями четвероклассников. По плану проводились индивидуальные консультации с учениками и их родителями по вопросам подготовки к краевым  диагностическим работам.

В индивидуальной работе с учащимися учителя также проводили дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях детей по предметам, планировали и систематически включали в работу сопутствующее повторение тех тем, где допущено наибольшее количество ошибок при выполнении различных видов работ, индивидуализировали и дифференцировали процесс обучения, ежеурочно планировали работу по формированию у учащихся умений применять знания в различных ситуациях.

Результаты диагностики  учащихся 1 класса (при адаптации) развития их познавательных и интеллектуальных способностей показали: удовлетворительный уровень готовности детей к обучению в начальной школе.

В первом полугодии 2011 - 2012 учебного года  были проведены школьные и районные олимпиады олимпиады по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир). Участие в предметных школьных олимпиадах приняли  2-е – 4-е классы. В районном туре олимпиады по русскому языку Демьяненко Валерия 4 "Б" класс (кл. руководитель Глазкова Т. В.) - призёр. На 2012-2013 учебный год следует спланировать работу по подготовке учащихся для участия в олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся, целенаправленно по предметам). 

В этом учебном году учащиеся 2-4 классов принимали активное участие в различных конкурсах, играх: «Русский медвежонок»-63 участника, «КИТ»-62 участника, «Бульдог» - 11 участников, «Кенгуру-выпускникам»- 45 участников.

 Дистанционные конкурсы: "Спасатель" по ОБЖ - 10 человек (Глазкова Т. В.), Всероссийская олимпиада (Олимпус) - осенняя сессия  по русскому языку - 7 человек (Глазкова Т. В.),     человек (Черкашина О. И.); по математике - 8 человек (Глазкова Т. В.),      человек (Черкашина О. И.); Всероссийская олимпиада (Олимпус) - зимняя сессия  по русскому языку - 8 человек (Глазкова Т. В.),     человек (Черкашина О. И.); по математике - 14 человек (Глазкова Т. В.),      человек (Черкашина О. И.);  по английскому языку - 3 человека (Глазкова Т. В.); Всероссийская олимпиада по окружающему миру - 2 человека (Глазкова Т. В.), 4 человека (Жорова  Н. А.);  Всероссийский конкурс рисунков "О, спорт, ты мир!" - Приходько Владимир диплом 2 степени (Глазкова Т. В.), Язерян Арсен  диплом  3 степени (Глазкова Т. В.), Ревенко Виктория диплом 2 степени (Жорова Н. А.);  Всероссийский конкурс кроссвордов "По  страницам любимых сказок" - Абессонова Надежда диплом 2 степени (Глазкова Т. В.);  Всероссийский конкурс кроссвордов "Мой Пушкин" - Панченко Карина  диплом 3 степени (Жорова Н. А.)

Спортивные достижения:  Рукопашный бой (край)  - Мозговой Данил 1 место (Жорова Н. А.),  Рукопашный бой (край)  - Марченко Игорь 3 место (Жорова Н. А.)

             Без  теории – нет практики.  Знать, как действовать – половина дела; другая половина – знать, когда свершать действие. Проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически.

Особое  внимание  учителя  уделили  вопросу  проведения  оздоровитель-ных  мероприятий   в  учебном  процессе, к которым  относятся :

физкультурные  минутки,  физкультурные  паузы,  динамические  переме-ны.  

           По мнению  специалистов,  даже если дети достаточно  двигаются, но их движения однообразны, не  все группы мышц  вовлекаются  в  движение,  результат  от  такой активности  большой пользы не дает.

Исходя из  этого, членами  ШМО  была  создана  копилка  физкультурных  минуток  с содержательной  направленностью,  воздействующих  не только  на   разные группы  мышц,  но и на  органы  слуха, зрения, дыхания,  развивающие  мышление,  воображение, память,  чувство ритма,  выразительность и эмоциональность  движений.

Обеспечение  просветительской  работы  с  родителями  обучающихся  реализовывалось  также и на  родительских  собраниях, в  ходе  которых  рассматривались  вопросы  по формированию  здорового  образа  жизни  в семье  под девизом « Ребенок учится  тому, что видит у себя в дому».

Коллектив начальной школы пытается создать систему воспитания, отвечающую требованиям времени.

Были определены те качества личности, которые необходимо развивать в каждом ученике для того, чтобы он смог состояться в дальнейшей жизни. Это интерес к самому себе; уважение чужого мнения; любознательность и вовлечённость в деятельность; мотивация действий.

Все классные руководители в начальной школе планируют работу в классе в соответствии с особенностями детского коллектива, поставленными задачами и направлениями работы школы.

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах проводился по следующим направлениям:

  1. Гражданско-патриотическое.
  2. Правовое и нравственное.
  3. Воспитание здорового образа жизни.
  4. Этнокультурное и эстетическое.
  5. Экологическое.

     Учителями  в первом полугодии были проведены следующие  внеклассные мероприятия: "Мы школьниками стали" (Дрямина О. А., Ампилова И. В.); "Праздник урожая" (Жорова Н. А.); "Золотая волшебница осень" (Дрямина О. А.).

     Посетили городскую  библиотеку: "Викторина по ОБЖ" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И.); "Кубанские кумушки"" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И.)

    Побывали и в городском музее: "Обрядовые куклы" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И., Карпова Р. К., Тамилина З. Н., Жорова Н. А.); "Планетарий" (Глазкова Т. В.).

Безусловно, что в стенах школы невозможно удовлетворить все потребности учащихся в развитии их способностей и интересов. Поэтому нами активно использовались возможности микрорайона и города.

Учащиеся начальной школы посещали:

  1. РДК
  2. Спортивные секции - на базе  МАОУ СОШ № 3
  3. Спорткомплекс  "Звёздный"
  4. Внешкольный центр
  5. Музыкальную школу
  6. Городскую  библиотеку
  7. Городской музей

Представленный анализ деятельности,  результаты внутришкольного контроля, проводимые в первое полугодие собеседования с учителями, родителями, самоанализ учителей позволяют определить ряд вопросов, требующих решения:

   - требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах;

   - уровень владения информационными компьютерными технологиями  и их использование в учебном процессе не соответствует современным требованиям;

   - низкий уровень  обобщения и представления передового опыта педагогов.

Исходя  из вышеизложенных фактов  цель работы  на второе полугодие в 2011-2012 учебном году:

1. Продолжить работу по обеспечению качества обучения, совершенствовать формы и методы работы с  одарёнными учащимися.

2. Осваивать современные технологии и методики обучения и воспитания.

3. Активно внедрять информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

4. Повышать научно-методический уровень профессиональных знаний, умений и навыков учителей начальной школы.

5. Продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования.

6. Способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий.

7. Организовать деятельность по оказанию психолого – педагогической поддержки ученикам 1 классов.

Руководитель  ШМО

 учителей начальных классов

МАОУ СОШ № 3                                                                     Т. В. Глазкова