Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»
статья по теме

Пинтера Ирина Ивановна

Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

(Из образовательных стандартов второго поколения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1 р.п. Татищево»

Пинтера Ирина Ивановна

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Поэтому необходимо формировать и развить у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

В широком смысле, компетентность — это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других учёных. На сегодняшний день в России  уже появились крупные теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской).

Внедрение компетентностного подхода предполагает:

  1.  изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, роли ученика в учебном процессе
  2.  переход от установки на запоминание  информации к освоению новых видов деятельности
  3. создание условий для расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей,
  4.  развитие  независимого творческого мышления,
  5. создание благоприятных педагогических условий для  творческой самореализации ребёнка и  самообразования.

Компетенции подразделяют на профессиональные и ключевые.

Профессиональные компетенции ограничиваются той или иной профессиональной областью деятельности человека.  

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

При    определении состава ключевых компетенций мною была взята за  основу классификация ключевых образовательных  компетенций Андрея Викторовича Хуторского.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

  1. ценностно-смысловая компетенция,
  2. общекультурная компетенция,
  3. учебно-познавательная компетенция,
  4. информационная компетенция,
  5. коммуникативная компетенция,
  6. социально-трудовая компетенция,
  7. компетенция личностного самосовершенствовании.

При формировании ценностно-смысловой компетенции

При  проведении урока необходимо стремится к тому, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

- Перед изучением новой темы надо рассказывать учащимся о предстоящей теме, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оценивается самый интересный, при этом стремиться  к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами  и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним.

Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- Иногда  можно предоставить ученикам:

 Самостоятельно изучить  параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания.

Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства,  установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге дети не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

Вовлекать учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения предметной логики, а не материала школьного курса.

При формировании общекультурной компетенции

Многие знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой необходимо помочь ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- для формирования грамотной, логически верной речи используются  устные  математические  диктанты, включающие  задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др.;

- использовать задачи со скрытой информативной частью;

- предлагать  ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерении;

-  использовать задания с информационно – познавательной  направленностью;

- использовать исторический материал при подготовке к урокам;

- практиковать задавать для домашней работы  составление текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

При формировании учебно-познавательной  компетенции

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

1)     создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

- Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается:

  1. при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы,
  2. проведения  мини-исследований на основе изучения материала,
  3. Найди лишнее слово;
  4. Что такое? Кто такой?;
  5. Отгадай загадку, расшифруй ребус;
  6. Подбери пару;
  7. Мозговой штурм

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Нужно  побуждать  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

При формировании информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности можно использовать  следующие приемы:

- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это… и т.д.

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

- школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку используются задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

- использование  задач  прикладного характера. Вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

«Вопросы для любознательных»

 «Интересные факты»

 «Вопросы для умников и умниц»

 «Это интересно»

«Правда ли это?»

При формировании коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции  используются  следующие методы и приемы:

- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

- использование на уроках математических софизмов (ложное умозаключение);

При формировании компетенции личного самосовершенствования

- С целью развития данного вида компетенций используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

- С целью формирования данной компетенции, применяется  такой вид деятельности на уроках математики,  как решение задач с «лишними данными».

- С целью развития данного вида компетенции применяются задачи, которые решаются различными способами.

- С целью формирования данной компетенции можно предложить ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

«Что полезно, а что вредно»

«Хорошо или плохо»      

Необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.

Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.