Выступление на РМО учителей начальных классов "Метод проектов"
статья по теме

Трубникова Елена Викторовна

Рассмотрены особенности исследовательских, творческих, информационных, практикоориентированных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_metod_proektov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Трубникова Е.В.,

учитель начальных классов МОУ «Осетровская ООШ»,

2008-2009 уч.год

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм ит.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функции каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха  работы над проектом?

  1. Достигнут конечный результат.
  2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  4. Информация о проекте  широко распространена.
  5. Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  6. Получено удовольствие от своей деятельности.

Перед проведением работы по каждому  из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  1. Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  2. Методы-виды деятельности.
  3. Результат.

Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

Анализируя опыт работы, прихожу к такому выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Баланс ролей;
  2. Четкость целей.
  3. Согласованность задач, поставленных перед каждым членом.
  4. Выработка единой системы ценностей.
  5. Формирование умения выходить из конфликтных ситуаций.
  6. Воспитание поддержки и взаимного доверия.
  7. Разработка подходящей методики работы.
  8. Обеспечение успешного руководства со стороны учителя.
  9. Регулярный отчет о проделанной работе
  10. Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка
  11. Развитие навыков общения.

Отчет  должен содержать следующие разделы:

  1. Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения, состав исследовательской группы.
  2. Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  3. Выводы и прогноз:  на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно прогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  4. Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
  5. Список использованной литературы.

Что дает работа над проектом?

Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира:

  1. Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
  2. Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
  3. Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.
  4. Совершают учебные экскурсии по родному краю.
  5. Посещают музеи и другие учреждения культуры.
  6. Занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации:

  1. Составляют списки, отчеты.
  2. Выпускаю стенные газеты, книжки-раскладушки.
  3. Выступают перед учениками своего класса или школы.
  4. Пишут рефераты.
  5. Фотографируют.
  6. Рисуют.

Работа над экологическими проектами способствует формированию принципов повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем окружением.

Творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении экологических акций. Например, День воды, День Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»

В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века"  в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...