Главные вкладки

    Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
    презентация по теме

    Сидельник Елена Петровна

    Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности.

    Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов, На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую - только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Самообразование учителя как объект самоуправления.

    (СЛАЙД 1)

    Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности.

    Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов, На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую - только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.

    Сама по себе, даже хорошо организованная методическая работа, без самообразования никогда не может достичь оптимального эффекта. Ключ к ответу прост.

    (СЛАЙД 2)

    Самообразование это –  один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога.

    (СЛАЙД 3)

    Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Мотив – это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, он (мотив) всегда связан с удовлетворением потребностей педагога в профессиональном личностном росте.

    Тот факт, что педагог ДОБРОВОЛЬНО участвует в методических мероприятиях, делает их (мероприятия) частью самообразования учителя (недобровольность  исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста  педагога ввиду их бесполезности).

    Мотив, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – это главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования.

    (СЛАЙД 4)

    Что же может служить источником самообразования? Полного перечня нет. Источником самообразования, в широком смысле этого слова, является ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ.  

    Это и

    -его детство, юность, его жизненный опыт,

    - прочитанные книги, телевидение,

    - общение с разными людьми, театр, спорт,

    - размышления,

    - все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва),

    - пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности),

    - выбор ( профессии, друга, спутника жизни, решения, поступки, позиции, ценностей, идеалов),

    - анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций,

    - размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке,

    - интернет,

    - …

    Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетныные, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.

    (СЛАЙД 5)

    Итак, учитель – субъект своего развития и постоянного профессионального самодостраивания.

    Всех педагогов по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно) дифференцировать.

    (СЛАЙД 6)

    Одни – назовём их «люди, укорененные в культуре», никак не планируют свое саморазвитие и специально о нем не думают вообще, специально его не организовывают, НО… заняты самообразованием постоянно.  Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) – естесвенный процесс, они жить без этого не могут. Образ их жизни – постоянное саморазвитие.

    Другие – назовем их «рационалистами - алгоритмистами» , тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость. Но им необходимо предварительно продумывать, и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чем ничего плохого нет. Просто это другой  психотип педагогов.

    Есть те, кто совмещает в себе черты и одной группы, и другой.

    Есть и те, кому ничего не нужно…

    Самообразовательная деятельность для учителя не заменима, причем главная в ней часть САМО.

    (СЛАЙД 7)

    Таким образом, для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый.

    (СЛАЙД 8)

    Для  других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Как нельзя  откуда-то списать проект собственной жизни, так нельзя списать проект профессионального саморазвития, самообразования. Эти учителя не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.

    Можно спроектировать работу над собой по следующим направлениям:             (СЛАЙД 9)

    - расширение культурного кругозора;

    - развитие интеллекта;

     - мировоззренческая подготовка;

    - дидактическая подготовка;

    -  воспитательная подготовка;

    -  психологическая подготовка;

    - дефектологическая подготовка;

    - частнометодическая подготовка;

    - подготовка в сфере ИКТ

    Можно спроектировать план самообразования на основе своих ответов на вопросы диагностической анкеты «Требования к современному уроку»

    (АНКЕТЫ)

    Можно взять перечень компетенций из любого источника, оценить степень владения ими и на этой  основе сделать план своего профессионального роста.

    Общим для таких планов является то, что они составляются на учебный год и являются

    выстроенным перечнем задач для себя и действий по их реализации.

    Есть учителя, для которых простого плана самообразование, как плана мероприятий на год недостаточно, они способны выстраивать стратегию своей жизнедеятельности в той части, которая зависит от них самих. Эти учителя умеют рассчитывать: через сколько лет они смогут достичь высшей аттестационной категории, когда они могут создать свой целостный опыт, обобщить.., издать.., защитить… чтобы все успеть, они сначала в мыслях, а потом и письменно, моделируют уже не план, а программу своего развития.

    Чем же программа отличается от плана по самообразованию?

    (СЛАЙД 10)

    Назовем главные отличия.

    Во-первых, время их действия. План составляется, как правило, на учебный год, а программа – на длительный период (пять – десять лет). Она не всегда получается четкой сразу, но вехи, рубежные моменты, важные этапы в ней формируются.

    Во-вторых, программа – более сложный по структуре и содержанию документ, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу всего намеченного на перспективу. Чаще всего педагоги выбирают какую-то модель требований, предъявляемых к личности учителя. («Я - идеальное») далее оценивают себя, формулируют проблемы саморазвития, задачи, определяют этапы и только потом пишут план мероприятий по реализации очередного этапа программы профессионально-личностного самообразования на предстоящий год.

    Можно ли управлять самообразованием учителя, иначе говоря, стимулировать его, или его активность? Да:

    (СЛАЙД 11)

    -  это личный пример руководителя,

            - это прием, который можно назвать «эффект заражения» (когда в школе разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором участвует большинство педагогов и детей, в этом случае даже противникам самообразования некуда деваться),

            - другой прием - действенная личностная проблематизация (учителю подбрасывается идея, которая побуждает заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста, так как, новое знание привлекает, соблазняет и увлекает любого человека),

            

    - еще прием: приглашение в школу для выступления ярких людей (они выступают в роли внешнего побудителя к саморазвитию),

            - часто используемый прием: посещение и последующий анализ урока учителя,

            - просвещение, разъяснение, логические, рациональные  аргументы в пользу заняться самообразованием.

            Используя эту терминологию, можно наглядно показать на одном примере как в этом учебном году  стимулировалось самообразование некоторых педагогов в рамках методической работы МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты.

    (СЛАЙД 12)

    Тема «Компетентностный подход в обучении»:

    1.Просвещение, разъяснение, логические, рациональные аргументы в пользу заняться самообразованием. Это  наш педсовет. Вспомните: «Мы все это делаем, но не знаем, как это называется!»

    2.Действенная личностная проблематизация. Была подброшена идея, педагоги изучают литературу, готовят открытый урок.

    3.Посещение уроков учителя. Это наш фестиваль открытых уроков, который пройдет 13 марта.

    В завершении, хочется напомнить:  (СЛАЙД 13)

    «Нельзя научить, можно только научиться».

    (СЛАЙД 14)

    Каждый человек

    Ищет свой путь.

    Но все равно

    Попадает на ту дорогу,

    По краям которой

    Стоят жизнь и смерть.

    Я бы дольше

    Хотела идти

    По той стороне,

    Где не заходит солнце.

    Но за днем

    Всегда наступает ночь,

    Поэтому

    Я ищу тропинки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Программа профессионального самообразования

    учителя начальных классов МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

    Сидельник Елены Петровны  на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы.

    Тема самообразования «Реализация ФГОС НОО. Разработка ООП НОО».

    Цель: внедрение ФГОС НОО в ОУ, повышение уровня педагогического мастерства.

    Задачи: 

    - изучение нормативно-правового обеспечения ФГОС,

    - участие в разработке методических материалов в рамках сопровождения перехода на ФГОС,

    - осуществление повышения квалификации,

    - изучения общественного мнения родителей,

    - участие в мероприятиях по переходу на ФГОС,

    - совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики,

    - организация работы с одарѐнными детьми и участие на научно- практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах,

    - участие в работе «Школы Раннего Развития»,

    - изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс,

    - внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

    - вести здоровый образ жизни.

    Содержание работы

    Источники

    самообразования

    Срок выполнения

    Ожидаемый результат

    1. Нормативно-правовое обеспечение введения на ФГОС НОО

    1

    Изучение нормативно – правовой документации ФГОС  НОО:

    - примерные учебные программы

    - примерный учебный план

    - планируемые результаты обучения начального общего образования

    - программы развития универсальных учебных действий

    - программа духовно–нравственного развития и воспитания школьников.

    Примерная ООП НОО.

    Методические материалы по введение ФГОС НОО. 

    ноябрь – май    2010-2011 уч. г.

    Повышение качества преподавания

    Разработка новых форм, приёмов обучения.

    2

    Анализ фундаментального ядра общего образования.

    Фундаментальное ядро общего образования

    декабрь – январь 2010-2011 уч. г.

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    3

    Разработка образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

    Примерная ООП НОО.

    УМК «Школа России»

    январь – май 2011 г.

    Программа НОО

    4

    Разработка программы развития внеучебных достижений учащихся.

    Примерные программы внеурочной деятельности.

    май – сентябрь 2011 г.

    Программа внеурочной деятельности.

    5

    Изучение перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО.

    Утвержденный перечень учебников на 2011-2012 уч.г.

    Апрель-сентябрь 2011 г.

    Соответствие УМК «Школа России» ФГОС НОО.

    6

    Разработка должностных инструкций:  заместителя директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения при переходе на ФГОС НОО; учителя начальных классов; воспитателя ГПД.

    Рекомендации по внесению изменений в должностные инструкции:  заместителя директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения при переходе на ФГОС НОО; учителя начальных классов; воспитателя ГПД.

    Май 2011 года

    Должностные инструкции.

    2. Методическое сопровождение перехода на ФГОС

    1

    Разработка заданий входного, промежуточного и итогового контроля, оценивающих метапредметные умения обучающихся в начальном звене

    Программа НОО.

    УМК «Школа России».

    Методические материалы по введение ФГОС НОО.

    Итернет.

    сентябрь, декабрь, апрель 2011-2012 уч. г.

    Разработанные заданий входного, промежуточного и итогового контроля

    2

    Организация сетевого взаимодействия учителей начальных классов по обсуждению проекта ФГОС НОО, обмену опытом работы.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    3

    Организация работы микрогрупп по проблемам:

    - организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности в первых классах.

    - разработка модельных заданий по развитию коммуникативные универсальные учебные действия.

    - организация накопительной системы оценки.

    - система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    4

    Накопление базы данных по результатам диагностики учащихся.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Разработка и анализ диагностического материала.

    5

    Организация посещения (взаимопосещения) уроков в первых классах.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    6

    Организация взаимно-индивидуальных консультаций по методическим вопросам.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    7

    Организация посещения (взаимопосещения) внеучебных занятий обучающихся.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    8

    Консультирование  рабочей группы учителей.

    2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства, выявление проблем, поиск путей решения.

    3. Семинары, педагогические советы, совещания, родительские собрания.

    Родительские собрания:  

    - Президентская инициатива «Наша новая школа».

    - Задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

    - УМК «Школа России» - целостная модель начальной школы…

    Президентская инициатива «Наша новая школа».

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

    УМК «Школа России».

    Ноябрь -декабрь 2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    Семинары:

    - Система 3 «Т».

    - Структура ООП.

    - Формирование УУД.

    - Анализ содержания УМК с точки зрения современных педагогических технологий.

    ООП НОО.

    УМК «Школа России».

    декабрь-май     2011 года.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    Педсоветы:

    - ФГОС идеология, структура, содержание.

    Методические материалы по введение ФГОС НОО.

    2010-2011 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    Совещания:

    -Планирование коррекционной работы.

    Результаты ПМПК.

    Сентябрь 2011-2012 уч. г.

    Повышение уровня профессионального мастерства.

    4. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

    Осуществление повышения квалификации.

    Сентябрь –декабрь 2010 года.

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    5. Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

    Организация изучения общественного мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения ФГОС НОО и внесение возможных изменений.

    2010-2011 уч. г.,

    2011-2012 уч. г.

    Разработка анкеты для изучения

    запросов родителей по использованию часов инвариантной части учебного плана. Проведение анкетирования.

    Работа с картой самооценки готовности  ОУ

    к апробации ФГОС НОО.

    2011-2012 уч. г.

    Мониторинг готовности ОУ

    Диагностика готовности учителей к апробации ФГОС НОО.

    Май 2011 года.

    Проведение анкетирования.

    6. Участие в муниципальных мероприятиях по переходу на ФГОС

    Семинары для заместителей директоров, учителей начальных классов по введению ФГОС НОО.

    2010-2011 уч. г.,

    2011-2012 уч. г.

    7. Психолого-педагогическое направление.

    1

    Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

    Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-х классов.

    2010-2011 уч. г.,

    2011-2012 уч. г.

    8. Профессиональное направление

    1

    Организация работы с одарѐнными детьми и участие на научно-

    практических конференциях, конкурсах творческих работ,

    олимпиадах

    Видео, аудио информация на различных носителях

    В течение года

    Участие в конкурсах, конференциях,

    олимпиадах.

    2

    Участие в работе «Школы раннего развития».

    Интернет, мероприятия по обмену опытом.

    В течение года

    Повышение уровня профессионального мастерства, разработка плана работы «Школы раннего развития», методических материалов.

    9. Информационно-компьютерные технологии.

    1

    Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

    Интернет, мероприятия по обмену опытом.

    В течение года

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    2

    Сбор и анализ в Интернете информации по начальному

    обучению, педагогике и психологии.

    Интернет

    В течение года

    Создание каталога презентаций по предметам.

    10. Охрана здоровья.

    1

    Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

    Методическая литература.

    В течение года

    Повышение уровня профессиональной подготовки.

    Разработка методических материалов.

    2

    Здоровый образ жизни

    Опыт педагогов, принципы здорового питания, методическая литература.

    В течение года

    Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, активный отдых (ролики).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа самообразования учителя начальных классов

    Предлагаемая  программа  самообразования  по  теме  "ИКТ-компетентность  учителя  начальных  классов  в  условиях  введения  ФГОС  ново...

    Программа самообразования учителя

    Индивидуальный план самообразования учителя и результаты педагогической деятельности....

    Программа самообразования учителя начальных классов Хайровой Зульфии Джафаровны

    Программа самообразования учителя начальных классов Хайровой Зульфии Джафаровны на 2015-2018 гг....

    Программа самообразования учителя начальных классов

    План самообразования учителя начальных классов на 2014- 2019 годы. Поставлены цели и  задачи, основные направления,по которому педагогу предстоит работать....

    Программа самообразования учителя начальных классов Кузнецовой Натальи Валерьевны 2013 -2017 гг.

    Программа самообразования учителя нарвлена на повышение профессионального мастерства. Материал позволяет спланировать свою работу по  безотрывному повышению квалификации....

    Программа самообразования учителя начальных классов Бабаянц Анжелики Арутюновны

    Тема самообразования:«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения»...

    Статья "Самообразование педагога- как объект самоуправления"

    Чтобы учить других - преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком - в ш...