Педагогические технологии: понятие содержания
статья по теме

В статье кратко описывается понятие "Педагогическая технология", структура и содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_sam.rab_1.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология: содержание понятия

Учитель начальных классов Белоус И.А.

Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. В исследованиях это  понятие получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образовательных процессов, рассматривается в педагогических  системах.

Педагогическая технология - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения. В структуре дидактической задачи определённые личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).

При всем разнообразии определений педагогическая технология всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Она предполагает такое научное проектирование, при котором  цели задаются достаточно однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В основе коррекционно-развивающих технологий лежат ассоциативно-рефлекторная теория И.П. Павлова - И.М. Сеченова и теория формирования понятий Л.С. Выготского,
Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, A.M. Орловой и др.

Методологической основой является генетический подход к рассмотрению школьных трудностей; раскрытие причинно-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей; признание важной роли целенаправленных коррекционно-формирующих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

На исходном этапе необходимо выявить предпосылки неудач, обусловленные особенностями речевого и общего развития: состояние фонематических процессов и грамматического строя речи, словарный запас, уровень развития связной речи, объем сведений об окружающем мире и т.д. (по диагностическим картам). Во-вторых, определить причины, в результате которых у школьников возникли трудности, т.е. при помощи технологических планов выявить то звено, в котором произошел сбой в усвоении понятий или формировании умений.

Этот процесс, осуществляемый поэтапно, позволяет формировать у детей необходимые знания и умения системно и постепенно, без излишнего нервно-психического напряжения, поскольку базируется на законах психологии обучения. Имея перед собой технологический план, легко определить, на каком этапе у ребенка произошел сбой, и установить причину неудачи в усвоении учебного материала. Необходимо учитывать, что особенности индивидуального развития могут быть лишь предпосылками для возникновения трудностей, а причинами неуспешности часто становятся неадекватные условия обучения, когда материал подается ребенку таким образом, что он не может его осмыслить.

В основе письма лежат три программы действия:

-   написание буквы;

-   кодирование звучащего слова в написанное;

-   запись готового предложения.

Письменная речь включает в себя две программы:

-   конструирование предложения;

-   создание текста.

На уроках русского языка ученики комплексно овладевают всеми пятью программами. Здесь их подстерегают различные трудности, обусловленные индивидуальными особенностями развития. Помочь детям справиться с ними должна система заданий, направленных на коррекцию и развитие языкового исполнения (умения пользоваться лексическими и грамматическими нормами языка).

Языковое исполнение может формироваться в двух областях — устной и письменной речи. Они представляют собой единое и неразрывное явление, однако в их основе лежат разные психологические механизмы. Устная речь характеризуется неподготовленностью, она возникает, как правило, в процессе личного общения. Письменная речь отличается высокой степенью произвольности, связана с осмыслением грамматики и лексики родного языка, требует большей тщательности при выборе слов и их соединении, осознанного и целенаправленного построения предложения. В процессе овладения письменной формой речи дети знакомятся с правилами построения связного высказывания, осмысливают их, учатся применять на практике. Указанные свойства превращают письменную речь в действенное средство развития и совершенствования речевой компетентности.

Общая характеристика детей с трудностями обучения письму: родовые травмы, ослабленные, с неврологическими нарушениями, с задержкой психического развития, медлительные и леворукие дети.

Психологические причины трудностей при обучении русскому языку и чтению: несформированность пространственных представлений, недостаточность развития процессов звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия, недостатки в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля, индивидуально-типологические особенности учащихся; медленный темп письма и чтения.

Механизм нарушения чтения и письма у детей интересовал ученых уже на различных этапах разработки проблемы. Среди предполагаемых механизмов имелась и гипотеза, согласно которой причиной является нарушение функциональной специализации полушарий головного мозга, левшество.

Таким образом, учитель получает сведения о внутренних и внешних факторах, породивших проблемы в учении. На основании этих данных разрабатываются коррекционно-развивающие технологические карты для оказания детям реальной помощи. При личностно-ориентированном подходе корректируются недостатки устной и письменной речи учеников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече и рукодвигательной, зрительной). При деятельностном подходе формируются полноценные и устойчивые навыки речевой и языковой деятельности.

Список литературы

1. Божович Е.Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления (на материале русского языка) // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психологопедагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.

2. Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОНЯТИЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ.»

В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические технологии». Многозначность данной дифиниции подтверждает сложно...

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

Игровые педагогические технологии. Сущность и содержание.

Современное российское образование должно готовить людей новой формации, которые органично вольются в современное общество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к раз...

Содержание инновационных психолого-педагогических технологий, необходимых для проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ

Содержание инновационных психолого-педагогических технологий, необходимых для проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ...

Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения

Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...