Итоги внедрения ФГОС-2 в 1 классе в 2011-2012 учебном году
статья (1 класс) по теме

Итоги внедрения ФГОС-2 в 1 классе в 2011-2012 учебном году в сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogi_fgos-2_ryzhova_n.a..doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

02.04.2012г.                                                                                                  РыжоваН.А.

Итоги внедрения ФГОС – 2 в 1 классе МОУ «Поповская ООШ»

                  Задача современной образовательной   системы –

                                                                 не напичкать ученика  фундаментальными

                                                  знаниями, а сформировать навыки

                                                                        успешной социальной адаптации, способности

к  самообразованию...

А.М. Кондаков (слайд 2)

            Хотелось бы поделиться своими впечатлениями, высказать свою точку зрения, обозначить проблемы и указать на трудности при введении новых государственных стандартов.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Школа России» , потому что наша школа на протяжении 4-х лет успешно использовала эту образовательную систему.

В школе имеются печатные и электронные приложения к учебникам по всем учебным предметам. (Слайд 3,4,5,6)

       Я учитель сельской местности, стаж работы 23 года, количество учащихся в классе на конец III четверти  -13 человек.

           Одной из самых первых задач стала  для меня – прочтение документа (ФГОС). Понимание  и восприятие научного текста документа  и его содержания оказалось настолько сложным, что мне учителю начальных классов было многое не понятно: Что взять за основу ? С чего начать свою деятельность? Что внедрять и как? Чем больше я собирала информации, тем больше возникало вопросов.  В течение  года были пройдены  курсы, которые помогли внести некоторую ясность в моё сознание, выстроить линию  своей деятельности. Первым шагом стали – рабочие программы, которые были полностью переработаны. Изменилась пояснительная записка, тематическое планирование с учётом УУД (универсальные учебные действия), изменился план-конспект урока, где чётко прописывалось, на какие УУД направлены задания. Уроки стали носить чаще научный, проблемно-поисковый характер, применяться метод  исследования, метод проекта, ИКТ в уроке, мультимедийные уроки для повышения интереса учащихся.

           На основе результатов систематического  и планомерного наблюдения и использования диагностических методик можно сделать обоснованные выводы и дать оценку результатов обучения. В течение года с моей стороны осуществлялся контроль  качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и особенность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Устанавливалась динамика успеваемости, сформированность качеств личности (УУД), необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). На основании этого появилась возможность выявить проблемы в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить. (слайд 7)

          Чтобы отследить уровень успешности и рост каждого ученика, введены: «Листы результатов обученности», «Листы достижений»,  и другие рабочие материалы.  Для фиксирования индивидуальных достижений каждого школьника  разработано Портфолио – копилка успехов. (слайд 8,9,10)

            С целью определения уровня готовности детей к школе, в начале года была проведена  диагностическая работа, по окончании каждой четверти – текущий контроль. В конце года будет проведена  итоговая комплексная работа.        

         На основе проведенного анализа выявлено: (слайд 11)

 Характеристика детей, поступивших в 1 класс

Возраст уча-

щихся на 1.09.

Посеща-ли детский сад

Не посеща-ли детский сад

Поступили  в течение года

Уровень подготов-ленности к школе

Не чита-ющие

Чита-ющие

Пред-

школь-ная подго-

товка

(10 дней)

нет 7лет

7 лет

6,5 лет

10

1

2

высокий

средний

низкий

8

3

7

7

2

2

2

5

4

     Предшкольная  подготовка детей показала, с какими трудностями дети столкнутся в обучении в школе. Особого  внимания требуют дети с дефектом речи: - Никита Д., Максим Ч.. Родителям было рекомендовано обратиться к специалистам (логопед). Частые пропуски занятий у – Ирины С. по причине болезни.

     Мною была проведена входная комплексная диагностическая работа по обучению грамоте и математике с целью - выявить уровень стартовых возможностей первоклассников. Выявлены уровни выполнения работы (в баллах)

Высокий – 2чел.

Средний  - 5чел.

Ниже среднего  - 4чел.

    Итог: слабо развита учебная деятельность – 4 человека, низкий словарный запас слов – 7 человек, быстрая утомляемость – 9 человек.                                                                                        

  Вывод: необходим индивидуальный подход, частая смена деятельности, наблюдения психолога.

Характеристика класса на конец I четверти

   Согласно стандарту второго поколения и программе развития универсальных учебных действий через текущий контроль учебных предметов заполнена таблица умений.

    Использовались тестовые задания по предметам (обучение грамоте, математике, мир вокруг нас). В результате данная работа выявила следующие показатели.

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Деятельность по организации учебного процесса

-умеет наблюдать за объектом окружающего мира;

-умеет сравнивать предметы по отдельным признакам.

-умеет работать с простейшими готовыми моделями (предметными, знаковыми,графическими).

-проводит простейшие измерения (линейка,ручка,карандаш,резинка)

-умеет работать с учебником, понимает иллюстрации, схемы, таблицы, сноски.

--умеет осознанно читать вслух (темп).повыш.труд)

-умеет грамотно списать текст, писать под диктовку.

-

-умеет договариваться, оценивать свой вклад и общий результат.

-умеет выполнять действия по образцу.

     На период адаптации 3 ученика справились с заданиями повышенного уровня.

    У 7 учащихся развиты данные умения хорошо (работали самостоятельно).

1 учащийся - справился с помощью учителя.

        Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия жизни – школьное обучение. Из данного обследования детей выявлены три уровня адаптации.

Высокий

уровень

-положительно относится к школе;

-учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;

-проявляет большой интерес к самостоятельной работе (всегда готовится ко всем урокам);

-общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

-занимает в классе благоприятное статусное положени

Руфова Юлия

Лисяков Анатолий

Ярдушкина Наталья

Средний

уровень

- положительно относится к школе;

-понимает учебный материал, если учитель объясняет подробно и наглядно;

-усваивает основное содержание программы;

-сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, при условии контроля со стороны взрослого;

-общественные поручения выполняет добросовестно;

-дружит со многими одноклассниками

Авдеев Андрей

Барскова Софья

Зеленцова Дарья

Жданова Яна

Суворова Ирина

Чукин Максим

Дубровец Никита

Низкий

уровень

-положительно относится к школе;

-объясняемый материал усваивает фрагментарно;

-самостоятельная работа с учебником затруднена;

- держится в классе обособлено

---         

Спирин Андрей

             Вывод: дети с низким уровнем адаптации нуждаются в особом контроле, внимании, индивидуальном подходе.

Учебно - познавательная деятельность ( на конец III четверти) (слайд 14)

Учебный мотив  наблюдается - у 12 чел. (92%)

Речевая деятельность

-умеют работать с учебником, понимает иллюстрации, схемы, таблицы, сноски -12чел.(92%);

-умеют осознанно читать вслух - 12чел. (92%);

-умеют грамотно списать текст (без ошибок) - 4чел.(31%),

-допускают 1-2 ошибки – 6чел. (46%),

Допускают 3-5 ошибок – 3чел.(23%);

-умеют писать под диктовку -12чел. (92%).

Деятельность по организации учебного процесса

-умеют договариваться, оценивать свой вклад и общий результат - 7чел.  (54%).

-умеют выполнять действия по образцу - 12чел (92%).

Познавательная деятельность

-умеют наблюдать за объектом окружающего мира -  10чел (77%);

-умеют сравнивать предметы по отдельным признакам - 12чел (92%);

-умеют работать с простейшими готовыми моделями (предметными, знаковыми, графическими) - 10чел.(77%);

-проводят простейшие измерения (линейка, ручка, карандаш, резинка)-12чел. (92%).

Оценка уровня стартовых возможностей (начало года)

Колво уч-ся по списку

Кол-во    писав-   ших

Уровни выполнения работы

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

11

11

2

18%

5

46%

2

18%

2

18%

Оценка уровня итоговых возможностей (конец III четверти)

Кол-во уч-ся по списку

Кол-во писавших

Уровни выполнения работы

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

13

13

3

23%

7

54%

2

15%

1

8%

   

 

Сравнение оценки уровня стартовых возможностей (начало года) и оценки уровня итоговых возможностей (конец III четверти) (слайд 15)

 Вывод: таким образом в сравнении с началом года повысилось количество учащихся высокого уровня, среднего, низкого уровня уменьшилось количество учащихся.


Через наблюдения были выявлены некоторые  мотивационные характеристики (слайд 16)

    Настойчив в поиске решения задачи – Лисяков А., Руфова Ю.,  Ярдушкина Н. Легко становятся рассеянными во время скучного задания – Авдеев А, БарсковаС., Дубровец Н., Жданова Я., Бирюков П.

Обычно прерывает других – Суворова И., Лисяков А.

    Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя – Лисяков А., Руфова Ю.,  Ярдушкина Н.

   Может быть лидером - Лисяков А., Руфова Ю.

   Быстрая утомляемость – Спирин А., Барскова С., Бирюков П.

    Не может работать самостоятельно,  при чтении путает буквы, не пишет под диктовку – Бирюков П.      Зачислен в 1 класс – 13марта (конец 3 четверти), обучается в 1 классе повторно, полгода нигде не обучался, не развита учебная деятельность. Направлен на медико-педагогическую комиссию.

Коммуникативные учебные действия

    Дети имеют первоначальные навыки работы в паре -67% (8) детей, у 33% (4) детей этот навык не сформирован. Понимают смысл простого текста -83% (10) школьников, 17% (2) не могут выделить смысл в тексте без наводящих вопросов.          

     Знают и применяют первоначальные способы поиска информации -25% (3) детей, у 17% (2) этот навык не сформирован, 58% (7) детей не раскрылись.

    Умеют задавать вопросы - 33% (4) детей, 25% (3) не умеют этого делать, 42% (5) детей не раскрылись в этом умении.

    Умеют слушать, принимать чужую точку зрения- 33% (4) детей, 33% (4) не умеют, 33% (4) не раскрылись.

   Договариваться умеют- 33% (4) детей, 25% (3) не умеют, 42% (5) не раскрылись.     Строят простое речевое высказывание- 42% (5) детей, 17% (2) не владеют этим умением, 42% (5) не раскрылись.

Общеучебные УУД

     Умеют выделять познавательную цель с помощью учителя- 33% (4) детей, 42% (5) не умеют, 25% (3) не раскрылись.

    Осуществляют поиск информации с помощью учителя 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись.

     Строят речевое высказывание с помощью учителя в устной форме- 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись.

   Умеют давать оценку виду деятельности на уроке с помощью учителя -25% (3) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 67% (8) не раскрылись.

    Слушают и понимают речь других -67% (8) школьников, 33% (4) не раскрылись.

    Находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт-42% (5) школьников, 58% (7) не раскрылись.

    Умеют работать по предложенному учителем плану -33% (4) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 59% (7) не раскрылись.

     Используют знаково-символические действия -67% (8) школьников, 33% (4) детей не раскрылись.

Личностные УУД

    Понимают предложения и оценки учителей и товарищей -58% (7) детей, 42% (5) не раскрылись в данном умении.

     Умеют оценивать себя по критериям, предложенными взрослыми -100% (12).      Умеют уважительно от6носиться к другому мнению- 42% (5) детей, 25% (3) не умеют этого, не раскрыли себя 33% (4) детей.

    Умеют понимать чувства других людей- 67% (8) детей, у 33% (4) не сформировано данное умение.

      Умеют проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности -75% (9) детей, 25% (3) не владеют данным навыком.

    Умеют делать самооценку- 83% (10) детей, 16% (2) не умеют.

    Умеют адаптироваться к некоторым сложным ситуациям- 42% (5) детей, 16% (2) не умеет, 42% (6) не раскрыли себя в данном вопросе.

     Умеют взаимодействовать со сверстниками -92% (11) детей, 8% (1) не умеет выстраивать взаимодействие.

   (слайд 17)

 Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие

как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также вот такие смайлики.

иллюстрации сигнальных кругов, смайликов для оценки 1 класса

О         О

     ___

О          О

      ~

                


       В образовательном процессе технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения занимает значительное место. (слайд 18, 19,20)

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
 

Основная цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проектная деятельность младших школьников способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения. 

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. 

Кроме того, приходит осознание того, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. 

Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что очень важно с позиции того, что новый стандарт – это общественный договор между семьей, обществом и государством. 

Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока:


  1. Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

  2. Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

  3. Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

  4. Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.

  5. На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника).

  6. Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

  7. Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

  8. Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог).

  9. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.

  10. Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.


Важной особенностью личностно – ориентированного урока является взаимодействие учителя и ученика. 

Учебный диалог на личностно - ориентированном уроке можно считать специфическим видом технологии. Учебный диалог не только метод обучения, но и неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любого личностно - ориентированного урока.

Технологию проблемного (эвристического) обучения на начальной ступени образования рекомендуется реализовывать путем систематического подключения младших школьников к выполнению проблемных заданий.

Личностно-ориентированному характеру обучения придает использование технологии уровневой дифференциации. Учителя начальных классов в ходе курсовой работы осваивают различные способы дифференциации процесса обучения:


  1. дифференциация учебных заданий по уровню творчества, по уровню трудности, по объему учебного материала;

  2. организация дифференцированной работы по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся, по форме учебных действий.

   

     Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

     Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

     На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

       В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?

Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?

  1. Инициативный
  2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
  3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
  4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
  5. Любознательный
  6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
  7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
  8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
  9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

На основании проведённого анализа оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы первого класса в рамках ФГОС второго поколения планирую во втором классе следующие задачи:

1.Разработать программы учебных предметов в соответствии с программой УУД  

2. Простроить работу по  формированию УУД, через предметные линии, внеурочную деятельность.

3.Изучить необходимый уровень достижения личностных результатов для второклассников, разработать типовые задания, нацеленные на личностные и метапредметные результаты.

4.Во внеурочную деятельность включить задания на поиск лишнего, сравнение, анализ, синтез, развивающего характера. Разнообразить формы проведения совместных мероприятий, способствующие развитию регулирующей речи учащихся.

5.Формировние  коммуникативных учебных действий спланировать через систему заданий на уроках и внеурочной деятельности, через совместные мероприятия с родителями

6.Продолжить развивать познавательный интерес-умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве, любознательность.

7.Разработать контрольные листы для подведения итогов за первое полугодие и второе. Образовательную карту для самооценки.

8.Продолжить работу по заполнению разделов Портфолио и диагностической  карты успешности .

9.Использовать разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставить цели, задачи предстоящей работы, давать самооценку происходящему.

10.Включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Какие проблемы возникли в ходе реализации ФГОС НОО, как они решались, какая помощь нужна в настоящее время

  1. Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
  2. Создание комнаты психологической разгрузки
  3. Недостаток помещений для организации внеурочной деятельности 
  4. Оснащение учебных кабинетов компьютерами, создание локальной сети и подключение к  Интернету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План МО начальных классов на 2011-2012 учебный год

План работы МО начальных классов на 2011-2012 учебный год...

План работы ШМО учителей начальных классов на 2011-2012 учебный год

План работы учителей начальной школы МОБУ СОШ № 6 ст. Сергиевской на 2011-2012 учебный год....

комплексный план на первое полугодие 2 класс на 2011-2012 учебный год

« Я и моё здоровье»-способствовать формированию уважительного отношения ребёнка к своему здоровью, здоровью товарищей;- формировать привычку к здоровому образу жизни.Учебно – познавательная деят...

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...

Выступление на педсовете «Работа МО учителей начальных классов в 2011-2012 уч. году».

Выступление на педсовете «Работа МО учителей начальных классов в 2011-2012 уч. году»....

Приказ по итогам ВПР в 4 классах в 2016-2017 учебном году

Приказ по итогам ВПР в 4 классах в 2016-2017 учебном году...