Формы работы с родителями
статья (1 класс) по теме

Клавдия Ильинична Томилова

нельзя добиться успеха в работе с детьми без контакта с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_formy_raboty_s_roditelyami_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад № 13»

“Семья и школа – это берег и море.

 На берегу, ребёнок  делает свои первые шаги,

 а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

 и курс в этом  море прокладывает школа….

 Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….

Л.Кассиль.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. “Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу” - пишет школьный психолог А.Рябов. Несколько лет решая задачи взаимодействия детского, родительского и педагогиче ского коллективов  я учитываю поэтапность решения данной задачи.

I этап. Взаимодействие между классным руководителем и родителями.

Одно из направлений совместной работы родительского  и педагогического коллектива - информационная деятельность. Еще одно направление - просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении.

Можно выделить ряд следующих общепедагогических условий, способствующих успешному взаимодействию между классным руководителем и родителями.

  1. Изучение возможностей каждой семьи в организации жизнедеятельности класса. Наиболее действенный путь - ознакомление с индивидуальными возможностями личности родителей (через опросы, анкеты, индиви дуальное собеседование).
  2. Классному руководителю важно создать установку на сотрудничество. На первых собеседованиях и собраниях направить внимание родителей на совместную творческую деятельность в целях создания атмосферы благополучия для каждого ребенка. При этом постоянно информировать о психологических особенностях детей, раскрывать роль взрослых в формировании положительного отношения к школе и др.
  3. Индивидуально-дифференцировано подойти к каждому родителю, учесть его личные качества, временные возможности, а на основе этой ин формации включить в организацию деятельности класса, вариативно используя различные виды участия.
  4. Следует осуществлять постоянную поддержку родителей через внимание к их вкладу в совместную деятельность. Максимально разнообразить положительную оценку, выражая благодарность или лично, или через администрацию, детей, на классных и родительских собраниях, праздниках и др. Целесообразно широко использовать записи в дневник ребенка, телефонные звонки, благодарственные записки.
  5. Важно планировать и заранее информировать родителей о пред стоящей работе, прежде всего, для того, чтобы родители могли скорректи ровать личные планы и иметь возможность принять участие в проводимом мероприятии.
  6. Следует периодически совместно с родителями и детьми анализировать проделанную работу, акцентируя внимание на те отношения, которые в качестве новообразования формируются в ходе работы, в частности, на личностный рост ребенка, на принципы, которые способствуют формированию благополучного климата.

 II этап. Совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития.

На данном этапе важным является создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность классному руководителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, педагогов и детей с целью становления личности, формирования и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия. Все стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает педагогу  и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза  единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. « Это нелёгкое, но крайне важное дело, для которого необходимы совместные и согласованные усилия родителей и всех тружеников, посвятивших себя воспитанию наших детей. Когда воспитатели наших детей получат реальную помощь и поддержку, они почувствуют себя уверенно и смогут работать в спокойной атмосфере, благотворной и для детей и для взрослых» - советует Селестен Френе.

В 2003 году набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними родителей, решила кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями. В течение четырех лет совместной работы с родителями и детьми помимо традиционных  проведены следующие, на мой взгляд, новые формы общения:

  1. Индивидуальные собеседования:

Собеседования планируются на время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, иногда письменно. Я тщательно готовлюсь к собеседованию: собираю данные о ребёнке, провожу тесты, анкеты, готовлю рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут я беседую с родителями, все вместе проверяем состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить уровень развития учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, я же фиксирую его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год. Такая форма работы с родителями стала ежегодной.

  1. Пресс – конференция с родителями:

Эту форму работы я  предлагаю проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

  1. Родительские собрания, проводимые детьми:

Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Обучаясь во втором классе, мы совместно с детьми рискнули провести родительское собрание, участниками, которого были сами дети. Была проведена большая предварительная работа с детьми: составили сценарий, распределили роли, учили тексты, подготовили «ведущих» собрания. Родители же пришли на собрание как обычно. Перед ними сидели их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Собрание прошло на высоком уровне. Довольны были не только родители, но и сами дети. Таким образом, мы воспитали не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.

  1. Групповая работа родителей:

В начале третьего учебного года родители класса разделились на группы. Группам, было предложено в течение года провести любые мероприятия. На этом же собрании посоветовавшись, родители выбирали форму работы с детьми.

1 группа провела занимательную игру “ Ярмарка задач”.

Родители заранее подготовили карточки с разноуровневыми заданиями и жетоны.

Во время ярмарки учащиеся выбирали задачи, решали. Если задача решена правильно, дети получали жетоны по уровню. Примерно  сорок минут дети решали задачи и набирали жетоны. Затем детям был предложен аукцион. Они покупали за свои жетоны призы, подготовленные родителями.

Было очень интересно наблюдать за детьми во время аукциона. Мне кажется, многие призадумались над неумением решать задачи. А самое главное, сплотились и узнали друг друга.

2 группа провела конкурс чтецов.

Заранее были отобраны и розданы стихотворения поэтов города Байкальска, написан сценарий, приглашены библиотекарь, родители, куплены призы- книги.

3 группа провела конкурс для мальчиков.

 Праздник-конкурс был проведён по сценарию. Мальчики разделились на 2 команды по 6 человек. С первого же тура мальчики обеих команд были настроены на активную “борьбу”. Все конкурсные туры были очень познавательны и увлекательны

4 группа родителей провела конкурс для девочек «Лучший помощник мамы». Все туры конкурса тщательно продуманы, организованы и проведены увлекательно. Особенно порадовало придуманное оформление.

5 группа провела увлекательную спортивную игру с чаепитием в спортивном зале

6 группа родителей организовали поездку всем классом в г. Иркутск. 

С целью привлечения отцов в работе класса и в воспитании собственного ребёнка в 4 классе организовали игру «Зарницу»  и  совместное родительское собрание “Отцы и дети”, куда были приглашены не только отцы, но и мальчики класса. Собрание проводилось в форме беседы родителей – отцов с мальчиками и между собой. На собрании были обсуждены следующие вопросы:

  1. Спор и ссора. Умеем ли мы спорить? Как доказать свою правоту?
  2. «Сильный» - значит все бояться? В чем сила мужчины?
  3. Чему посвятить свободное время?

На это собрание ученики класса приготовили поздравительные номера.

Из 20 отцов класса на собрании присутствовало 12 и 12 мальчиков класса.

  1. Родительское собрание с работой в микрогруппах:

Это тоже собрание, но не со всеми родителями. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана или учебного. Говорит об этом на общем классном собрании неэтично, тема сразу станет взрывоопасной, а вот говорить с теми, у кого та же проблема - результативно. Иногда на такую консультацию приглашаю специалистов, которые помогают найти оптимальное решение проблемы. Часто использую игровые приемы работы, разыгрываем ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания. Для чего я это делаю? Считаю, что разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умение применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы.  Иными словами общепедагогические положения на таких консультациях рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям. В ходе таких мини-собраний родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют. Эти занятия позволяют родителям по- другому увидеть своего ребенка и себя в роли воспитателя, способствуют развитию потребности в самоанализе взаимоотношений с ребенком.  Очень нравится родителям после собрания получать памятки, которые содержат короткие, но очень полезные советы. А дома над нами можно поразмыслить, сделать выводы.

  1. Родительские чтения:

Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и изучать самим литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Как я их организую? На первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики, психологии или другие, которые их наиболее волнуют и оформляют их письменно. Я подбираю литературу, с помощью которой родители могут получить ответ на поставленный вопрос, предлагаю им для самостоятельного изучения. Затем следует обсуждение проблемы, причем родители излагают собственное понимание вопроса.

  1. Семейные мероприятия для учащихся класса.

Учитель в классе один, а родителей с самыми разными возможностями 22. Мы решили в выпускном учебном году провести самые разные мероприятия силами родителей, точнее семей. 22 семьи, следовательно, 22 мероприятия должны были пройти в течение года. По желанию родителей были заявлены следующие мероприятия:

  1. Шахматный турнир
  2. Шашечный турнир
  3. Экскурсия в музей
  4. Познавательно-развлекательная игра
  5. Классный час на экологическую тему
  6. Экскурсия в пожарную часть
  7. Лекция на тему «Твои права»
  8. Экскурсия в музыкальную мастерскую в ДШИ.
  9. Весёлые старты.
  10.  Постановка спектакля к Новому году.
  11. Викторина «Наш город на Байкале»
  12.  Выставка детских и родительских работ.

13.Акция «Посади дерево» и т.д.

Такие мероприятия не только сплачивают родителей с детьми, но и расширяют возможности, интересы детей.

  1. Родительский комитет:

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет. Который  выбираем тоже по разному. Если в классе 24 ребенка, делю это на четыре четверти, получается, по шесть человек родителей будет работать в каждой четверти. Иногда родители объединяются по интересам и сами решают- с кем им работать четверть. Вместе составляем план работы, учитывая индивидуальность членов родительского комитета. Работа, организованная таким образом, помогает каждому родителю лучше понять возможности своих детей, следить за их интеллектуальным ростом. Совместная деятельность учителя и родительского комитета  формирует у родителей чувство коллективной ответственности.

  1. Изучение семьи:

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена. Эта форма работы помогает мне ближе познакомиться с семьей, понять стиль их жизни, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения. Для этого использую – наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества. Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее проявление уважения, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Провожу работу так, чтобы родители и дети не чувствовали себя объектами изучения.  Стараюсь, чтобы методы изучения (а их сейчас очень много) были взаимосвязаны с методами воспитания, были разнообразны и по возможности применялись в комплексе.

  1. Наглядная педагогическая агитация

Родители на первых годах обучения часто приводят и забирают детей. Это время я использую для наглядной педагогической пропаганды, что позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, а также непосредственно показать им воспитательно–образовательный процесс. Передовые методы работы  помогают доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию до родителей. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания, способствует развитию потребности понимать и принимать своего ребенка таким, какой он есть, поддерживать его веру в себя и помогать ему в преодолении трудностей. Лучшее, что могут дать родители своим детям – это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Образовательная помощь призвана подсказать родителям, как можно это сделать в  отношении своего ребенка и почему важно начинать уже сегодня.

  1. Дни открытых дверей:

Ежегодно провожу дни открытых дверей для родителей. Что натолкнуло меня на эту мысль? Изучая проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются родители, я поняла, что многие семейные проблемы воспитания порождаются ошибочным или, точнее социально незрелым родительским отношением к ребенку.

На практике это выражается в игнорировании личностных потребностей ребенка, в преобладании требований- запретов, в гипертревожности родителей и неуверенности в собственных действиях по отношению к ребенку. Поскольку такие родители постоянно чувствуют свою несостоятельность в роли воспитателей, то они склонны (неосознанно, отнюдь «не со зла») «отыгрываться» на ребенке. Они пользуются неадекватными методами воспитания - постоянно критикуют ребенка, унижают его человеческое достоинство, сравнивают его с более успешными сверстниками, грубо ограничивают занятия любимой деятельностью, лишают возможности общаться с друзьями. В результате такого (как правило, неосознаваемого) родительского отношения к ребенку у многих детей возникают явные и скрытые психологические отклонения – неуравновешенность, повышенная тревожность, неспособность к волевому усилию и самоорганизации. Чтобы это случалось реже, вот мы и проводим День открытых дверей.

Дату определяем вместе с детьми. Конечно проведение Дня открытых дверей – это дополнительные  заботы, хлопоты, подготовка. К этому дню готовимся особенно тщательно. Оформляем различные выставки. Это могут быть выставки рисунков, поделок, фото выставки, сочинений и т. д. Готовим пригласительные билеты для родителей, стараясь их оформить с теплотой.  Родители могут увидеть, как ведет себя ребенок на перемене, как общается с одноклассниками, умеет ли быстро переодеваться т. д. Дети ждут эти дни, им хочется выглядеть лучше, они стараются показать свои достижения  в учебе, труде.  Уроки строю таким образом, чтобы мамы, папы, бабушки поняли, как многому мы научились за год. Что на наших уроках, знания это не самоцель учебного процесса, а условие и средство становления личности, они раскрывают потенциал каждого ученика. Что мы учимся быть пытливыми, любознательными, добрыми, а достигается все это совместным трудом учителя, учащихся и родителей. Родители видят если ребенок в семье не научился сотрудничеству со взрослыми, то он испытывает трудности в построении открытых, доброжелательных отношениях с учителем, не умеет налаживать партнерские взаимоотношения со сверстниками. И сами приходят к выводу, что для решения любых школьных проблем ребенка, а тем боле проблем, которые возникают в условиях развивающего обучения, важно сотрудничество.

Дома надо поддерживать те требования, которые учитель предъявляет к ребенку, обеспечивать условия для развития детей, не опекать их, чтобы забота и любовь взрослых не превратилась в навязчивую тотальную опеку, что мешает естественному развития навыков самоорганизации и самостоятельности у ребенка.

Таким образом, я выделила четыре этапа в поисках новых форм общения с родителями:

  1. I этап – 2003-2004 учебный год. 1 класс.

Апробация индивидуального собеседования с родителями и ребёнком.

  1. II этап – 2004-2005 учебный год. 2 класс.

Проведение родительского собрания силами учащихся класса.

  1. III этап – 2005 – 2006 учебный год. 3 класс.

Групповая работа родителей класса.

Родительское собрание – работа в микрогруппах

  1. IV этап – 2006-2007 учебный год. 4 класс.

Совместное родительское собрание “Отцы и дети”.

Семейные мероприятия для детей.

Используя новые формы общения с семьей, я последовательно реализовывала следующие задачи:

  1. Вовлекала родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
  2. Оказывала помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  3. Содействовала сохранению и упрочнению семьи.

В ходе такой работы с родителями мною наработаны правила общения, придерживаясь которых можно рассчитывать на взаимопонимание и взаимоуважение.

Правила общения с родителями:

  1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
  2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
  3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
  4. Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
  5. При посещении на дому (если в этом есть необходимость) заранее предупреди о цели посещения.  
  6. Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
  7. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
  8. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Вместе с родителями я  учились общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание. Достижение взаимопонимания между родителями и учителем - процесс сложный и многогранный. Здесь нет, и не может  быть неучтенных мелочей. Успешность (либо не успешность) взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога.

Когда-то Гиппократ, приходя к больному, говорил «Нас трое - ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я ничем не смогу тебе помочь. Если объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь» Та же логика должна присутствовать и в воспитательном процессе. Есть четыре его компонента- учитель, ученик, родитель и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество «Все вместе - я, ученик и его родители - разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому цель моей работы с родителями - повысить педагогическую культуру родителей, привлечь их к активному участию в учебно–воспитательном процессе, создать дружный, сплоченный коллектив родителей, детей. Только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка. Родители – не просто частые гости в классе, они непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои помощники во всех делах. Я убеждена в том, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности может успешно осуществляться лишь в тесном сотрудничестве с семьей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа.Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

Воспитательная работа. Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...