Подготовка к школе в системе непрерывного образования в МОУ Луговской СОШ Программа «Преемственность»
статья по теме

Матрюк Галина Владимировна

 

Подготовка к школе в системе непрерывного образования

 в МОУ Луговской СОШ

Программа «Преемственность»

Выступление на районном МО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение Иваненко Галины Владимировны

учителя начальных классов МОУ Луговской СОШ

Тема: Подготовка к школе в системе непрерывного образования

 в МОУ Луговской СОШ

Программа «Преемственность»

        В настоящее время в нашей стране идет  становление новой системы образования. Одной из нерешенных ключевых  проблем современного обучения является организация непрерывного образовательного процесса. Концепция непрерывного образования предполагает осуществление преемственности всех его ступеней: дошкольного, начального и основного обучения. Одним из важнейших условий функционирования и развития единой непрерывной системы образования является поддержка преемственности дошкольного и начального обучения.

        Появилась тенденция раннего изучения и дублирования школьной программы. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.д.

        Подобные явления в значительной мере объясняются желанием родителей обеспечить своему ребенку успешное школьное обучение. При этом не учитываются такие негативные последствия, как потеря интереса к учебе, переутомление и перегрузка дошкольников, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.

        Эти требования заставляют искать разные формы подготовки детей к школе. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.

        При разработке программы подготовки к школе важно подобрать специальные технологии, выделить унифицированные методики, определить критерии подбора содержания, что соответствовало бы возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста и исключало школьный материал учебников для первого класса.

        В современных условиях наблюдается тенденция к гуманизации и гуманитаризации системы образования, широкой вариативности действующих программ развития, воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время создано большое количество программ для детей дошкольного возраста: «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Радуга», «Сообщество», «Кроха» и другие, которые используются в системе дошкольного образовательного учреждения и успешно справляются с подготовкой детей к школе.

        Но не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, и их цифра достаточно высока, около 30% остаются дома с родителями.

        Для решения этой проблемы в Луговской школе была организована группа кратковременного пребывания. И для работы с детьми выбрана программа «Преемственность».

        Концепция программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.

        Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманитарного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступенина другую, целью которого становятся успешная адаптация к новым образоввтельным условиям.

        Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

        Концепция базируется на следующих принципах:

  1. Непрерывности развития ребенка;
  2. Общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
  3. Развития творческих способностей у детей;
  4. Развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
  5. Развития и укрепления здоровья личности;
  6. Развития духовно-нравственных убеждений личности;
  7. Развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  8. Преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно ориентированные и развивающие технологии.

Целью личностно ориентированных технологий являются развитие и формирование в  процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

        Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

        Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитические действия.

        А теперь из опыта моей работы.

Мной была разработано расписание занятий группы кратковременного пребывания:


Дни недели

время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1) 8:40 – 9:00

Развитие речи

Обучение грамоте

Развитие речи

Обучение грамоте

Художественная литература

2) 9:40 – 10:00

Развитие математических способностей

Рисование

Развитие математических способностей

Музыка

Физкультура

3) 10:30 – 10:50

Физкультура

на улице

Экология

Физкультура

Экология

Рисование

4) 12:40 – 13:00

-

Труд

Труд


Работала по рабочим тетрадям разработанным в соответствии с программой «Преемственность». Например:

  1. Математические ступеньки – это пособие для подготовки детей к школе, помогает  научиться не только считать и различать геометрические фигуры, но и развивать мышление, внимание и т.д.
  2. «От слова к букве» 2 части – пособие для подготовки дошкольников к обучению чтению и письму, направлено на развитие их речи.
  3. «Зеленая тропинка» - направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений.
  4. Конструирование – работая с этим пособием, ребенок познакомится с наиболее доступными для его возраста материалами и инструментами.
  5. Волшебный мир народного творчества -  направлено на эстетическое развитие ребенка, расширение кругозора и воспитание любви к родной земле.

Также предлагаю посмотреть открытое занятие по теме: Домашние животные.

        Результатом своей работы считаю то, что все дети, которые посещали группу кратковременного пребывания, по заключению комиссии  готовы к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.

В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционн...

ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Сегодня они актуальны в условиях введения ФГОС....

Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования

Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...

Статья «Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования лиц с ОВЗ»

В данной статье о важности Профессиональной ориентации (ПО). ПО -специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. О реализации ПО в процессе обуч...

«Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования лиц с ОВЗ»

ПО- специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.ПО в обучении и воспитании школьников с ОВЗ реализуется в ходе всего учебно-воспитатель...