Подготовка к школе в системе непрерывного образования в МОУ Луговской СОШ Программа «Преемственность»
статья по теме
Подготовка к школе в системе непрерывного образования
в МОУ Луговской СОШ
Программа «Преемственность»
Выступление на районном МО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_v_sisteme_nepreryvnogo_obrazovaniya_mou_lugovskoy_sosh.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение Иваненко Галины Владимировны
учителя начальных классов МОУ Луговской СОШ
Тема: Подготовка к школе в системе непрерывного образования
в МОУ Луговской СОШ
Программа «Преемственность»
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования. Одной из нерешенных ключевых проблем современного обучения является организация непрерывного образовательного процесса. Концепция непрерывного образования предполагает осуществление преемственности всех его ступеней: дошкольного, начального и основного обучения. Одним из важнейших условий функционирования и развития единой непрерывной системы образования является поддержка преемственности дошкольного и начального обучения.
Появилась тенденция раннего изучения и дублирования школьной программы. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.д.
Подобные явления в значительной мере объясняются желанием родителей обеспечить своему ребенку успешное школьное обучение. При этом не учитываются такие негативные последствия, как потеря интереса к учебе, переутомление и перегрузка дошкольников, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.
Эти требования заставляют искать разные формы подготовки детей к школе. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
При разработке программы подготовки к школе важно подобрать специальные технологии, выделить унифицированные методики, определить критерии подбора содержания, что соответствовало бы возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста и исключало школьный материал учебников для первого класса.
В современных условиях наблюдается тенденция к гуманизации и гуманитаризации системы образования, широкой вариативности действующих программ развития, воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время создано большое количество программ для детей дошкольного возраста: «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Радуга», «Сообщество», «Кроха» и другие, которые используются в системе дошкольного образовательного учреждения и успешно справляются с подготовкой детей к школе.
Но не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, и их цифра достаточно высока, около 30% остаются дома с родителями.
Для решения этой проблемы в Луговской школе была организована группа кратковременного пребывания. И для работы с детьми выбрана программа «Преемственность».
Концепция программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманитарного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступенина другую, целью которого становятся успешная адаптация к новым образоввтельным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
- Непрерывности развития ребенка;
- Общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- Развития творческих способностей у детей;
- Развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- Развития и укрепления здоровья личности;
- Развития духовно-нравственных убеждений личности;
- Развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- Преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитические действия.
А теперь из опыта моей работы.
Мной была разработано расписание занятий группы кратковременного пребывания:
Дни недели время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1) 8:40 – 9:00 | Развитие речи | Обучение грамоте | Развитие речи | Обучение грамоте | Художественная литература |
2) 9:40 – 10:00 | Развитие математических способностей | Рисование | Развитие математических способностей | Музыка | Физкультура |
3) 10:30 – 10:50 | Физкультура на улице | Экология | Физкультура | Экология | Рисование |
4) 12:40 – 13:00 | - | Труд | Труд |
Работала по рабочим тетрадям разработанным в соответствии с программой «Преемственность». Например:
- Математические ступеньки – это пособие для подготовки детей к школе, помогает научиться не только считать и различать геометрические фигуры, но и развивать мышление, внимание и т.д.
- «От слова к букве» 2 части – пособие для подготовки дошкольников к обучению чтению и письму, направлено на развитие их речи.
- «Зеленая тропинка» - направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений.
- Конструирование – работая с этим пособием, ребенок познакомится с наиболее доступными для его возраста материалами и инструментами.
- Волшебный мир народного творчества - направлено на эстетическое развитие ребенка, расширение кругозора и воспитание любви к родной земле.
Также предлагаю посмотреть открытое занятие по теме: Домашние животные.
Результатом своей работы считаю то, что все дети, которые посещали группу кратковременного пребывания, по заключению комиссии готовы к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...
ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.
В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционн...
ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Сегодня они актуальны в условиях введения ФГОС....
Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования
Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...
Статья «Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования лиц с ОВЗ»
В данной статье о важности Профессиональной ориентации (ПО). ПО -специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. О реализации ПО в процессе обуч...
«Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования лиц с ОВЗ»
ПО- специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.ПО в обучении и воспитании школьников с ОВЗ реализуется в ходе всего учебно-воспитатель...