"Педагогическое обследование слуха у дошкольников"
тест по теме
Выступление на методическом объединении педагогов Кировского р-на СПб 15 февраля 2012 года.
Материал представляет описание педагогической методики обследования слуха у разных категорий детей,а также раскрывает факторы риска по тугоухости и глухоте,характеристику речи детей с минимальными нарушениями слуховой функции.При подготовке данного выступления были использованы публикации авторитетных авторов(И.В.Королевой,Н.Д.Шматко,Т.В.Пелымской). Будет полезен логопедам,воспитателям логопедических групп,родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на МО педагогов Кировского р-на СПб | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование слуха у дошкольников.
Нарушения слуха встречаются достаточно часто. Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка.
На формирование речи отрицательно влияют также и временные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладения звуко-слоговым составом слова, грамматическим составом речи.
Актуально: по данным экспериментальных исследований (Шматко, Черкасова, Фишман) был выявлен особый тип дефекта, обусловленный сочетанием нарушений речи и минимальным снижением периферического слуха (на 15 – 25 дБ.)
Важно: при снижении слуха на 15 – 25 дБ. возникают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2м. не различается более трети согласных, произносимых голосом разговорной громкости.
Причём 15 – 25 дБ – условная граница между нормальным слухом и тугоухостью.
Из 477 детей в возрасте 4-12 лет, обследованных было выявлено 28% дошкольников и 27% младших школьников, речевое недоразвитие которых, различной степени выраженности, осложнялось минимальным нарушением слуховой функции, имеющим кондуктивный характер.
По данным американских исследований 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью на 2-ой год (по сравнению с 3-5% с N слуха).
Меры:
≫ Скрининг новорожденных;
≫ Плановые исследования слуховой функции у групп риска.
- часто болеющие дети (острые и средние отиты, тубо отиты, экссудативные средние отиты).
В случаях бессимптомных отитов, годами может не замечаться и основное заболевание, снижение слуха, вызванное им.
- дети с факторами риска в анализе (по тугоухости).
СЛАЙД |
По устаревшим данным (2005 год) в России более 600 тыс. детей и подростков с глухотой и тугоухостью. Из них на диспансерном учёте около 150 тыс. человек.
Приказ Минздравмедпрома России 108 от 29.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни».2007 год-нацпроект «Здоровье»:в перечень выявляемых заболеваний включен аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с помощью ВОАЭ.
СЛАЙД |
Классификация нарушений слуха.
Существуют различные классификации нарушений слуха, основанные на различных критериях.
Рассмотрим 2 классификации: - по механизму преобразования звуковых сигналов в слуховой системе
кондуктивная сенсоневральная
тугоухость
- По локализации повреждения: периферические (повреждения наружного, среднего и внутреннего уха), нейронов и спирального ганглия и слухового нерва;
- центральные (повреждения подкорковых или корковых центров слуховой системы).
Нейросенсорная тугоухость.
Сенсоневральная тугоухость Слуховая нейронная ЦРС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников
Общие подходы и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...
Методическая разработка"Карточка педагогического обследования первоклассника"
Карточка педагогического обследования первоклассника...
Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)
Материал представлен в виде таблицы.В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.С по...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСОБИЮ «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика
Пособие для психолого-медико-педагогических комиссий...
Карточка педагогического обследования первоклассника
Карточка педагогического обследования первоклассника поможет оценить его стартовые возможности....
Анкета (используется для социально-педагогического обследования)
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или трет...
Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе»
В данной разработке представлены материалы по организации процедуры проведения диагностики в групповой форме, описание батареи диагностических методик, табличная форма представления обработанных матер...