Формирование мотивации достижения успеха
статья по теме

Углицкая Елена Андреевна

Статья и презентация на тему "Формирование мотивации достижения успеха" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации достижения успеха

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.  Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих  силах, формирует у учащихся мотив достижения.

           Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.

      Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

У человека с достижением успехов связаны два мотива:

  1. мотив достижения успеха
  2. мотив избегания неудачи

 

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, оба эти мотива формируются в младшем школьном возрасте в ведущем для этого возраста виде деятельности: в учении.

      На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:

  1. характер самой деятельности или содержание задачи,  которую предстоит решить ученику.  
  2. новизна

Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений

     На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка. Чем выше сам человек и  другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

          Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

     Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

     Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

      Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

    Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования.  Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

           Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

     Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

     Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

  1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
  2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
  3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
  4. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
  5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая  все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование мотивации достижения успеха

Слайд 2

мотив достижения успеха мотив избегания неудачи У человека с достижением успехов связаны два мотива:

Слайд 3

Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Мотив избегания неудачи

Слайд 4

характер самой деятельности или содержание задачи новизна На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:

Слайд 5

Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий. Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности. В задачах должна присутствовать степень новизны. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. Самооценка

Слайд 6

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи. Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Слайд 7

личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей. Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения

Слайд 8

Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

Слайд 9

Лист индивидуальных достижений Учени____________ школы «Родник» _____класса Учитель_______________________________ Чтение 1.1 техника Способ чтения 1.2 чтения Беглость чтения 1.3 Сознательность чтения 1.4 Правильность чтения 1.5 Выразительность чтения Русский язык № п / п Формируемые навыки и умения старт октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель итог 2.1 Словарные диктанты 2.2 Списывание 2.3 Диктанты 2.4 Проверочные работы 2.5 Творческие работы Математика 3.1 Математические диктанты 3.2 Проверочные работы 3.3 Контрольные работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...

Мастер-класс " Роль коуч-технологий в формировании мышления успеха учащихся"

Цель: познакомить с использованием приемов  коуч-технологий    для  создания  ситуации  успеха  на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, вовл...