Программа со способными детьми
методическая разработка по теме

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа со способными детьми22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1

Программа

индивидуальной работы

со

способными  детьми

                                                           Автор  М. Г. Речкалова, учитель нач. классов

р. п. Варгаши

2009-2010 уч. г.

2009/2010 учебный год


Пояснительная записка

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “ не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в толковании событий и явлений и это нередко вызывает проблемы в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности.
Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса.

Цель и задачи программы 

- создание условий для оптимального развития способных детей и развитие их творческого потенциала, а также выявление детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Задачи

- координация и активизация работы со способными детьми;
- отбop тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
- создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех способных детей.

Принципы построения 
Приоритет индивидуальности, самобытности, самоценности ребенка.

Принципы реализации 
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

Краткая характеристика способных детей
1. Меньщикова Алёна

2. Могильникова Катя

3. Меринов Влад

4. Матыч Карина

5. Сапунова Кристина

 
Данные дети, как правило, более активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Таблица 1 - Список сильных учащихся в 2009- 2010 учебном году

Краткая характеристика способных детей

Ф. И об-ся

Индивидуальные способности по видам способностей

Итог учебного года

Меньщикова Алёна

Развитое воображение, речь, интуиция

Могильникова Катя

Нестандартный подход к выполнению заданий, рассудительность

Сапунова Кристина

Логическое мышление при решение заданий

Матыч Карина

Артистичность

Меринов Влад

Спортивные способности

Прогнозируемый результат

Общая интеллектуальная
К концу учебного года учащиеся должны показать не только высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации.
По русскому языку:
- Правописание изученных орфограмм: перенос слов, безударная гласная в корне слова, согласная в корне слова, состав слова
- Лексика: значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы
По математике:
- сложение и вычитание двузначных чисел;
- табличные случаи умножения и деления;
- решение составных задач;
- числовой луч;
- периметр и площадь;
- окружность, ее центр и радиус;
- числовые выражения и выражения с переменной;
- решение задач повышенной сложности.

Творческая

- участие в конкурсах, творческого характера;

- инсценировка произведений;

- участие во внеклассных мероприятиях.

Спортивная

- посещение спортивных секций;

- активное участие в спортивных делах класса, школы;

- работа над повышением результатов спортивных нормативов.

Этапы работы со способными детьми

  1. Подготовительный ( 1 класс )
  1. Мониторинг родителей
  2. Мониторинг обучающихся
  3. Анализ мониторинга детей по видам способностей
  4. Составление плана работы со способными детьми на следующий год
  5. Проведение беседы с учителями-предметниками.

  1. Внедренческий ( 2 класс )
  1. Реализация плана системы работы со способными детьми.

 

  1. Анализ проведенной работы за год ( конец 2 класса )

Система работы со способными детьми

Вид способности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Общая интеллектуальная

Меньщикова А.

Могильникова К.

Сапунова К.

  1. Индивидуальные задания по материалам олимпиад.
  2. Посещение кружка «С компьютером на «ты».

Интеллектуальная игра по ПДД «Зелёный свет».

«Знание – сила» - знатоки литературных произведений

Подготовка рефератов по темам программы ОМ.

Неделя русского языка

Олимпиада

Неделя математики

Олимпиада

Неделя ОМ

Олимпиада

Турнир умников.

Конкурс на лучшего знатока по работе с тренажёрами.

Конкурс «ученик школы»

Самый умный

Подведение итогов за год

Анализ работы при завуче

Творческая

Матыч К.

Посещение музыкальной школы.

Участие в «Капустнике»

Концерт в музыкальной школе (участница)

Участие в концерте ко Дню Матери

Конкурс электронных рисунков

Чтение стихов о зимней природе

Участие в подготовке конкурсов для мальчиков

Праздник «8 Марта»

Конкурс «Ученик школы»

«Мы ищем таланты»

Анализ работы за год

Спортивная

Меринов В.

Посещение спортивной секции «Теннис»

Школьная спартакиада (капитан команды)

«Папа, мама, я- спортивная семья»

Спортивная викторина

Беседа о героях спорта

Конкурс «Ученик школы»

Подготовка реферата «ЗОЖ»

Анализ работы за год

День Здоровья

Весёлые старты

Конкурс «Лучший бегун»

Конкурс «Лучший прыгун»

Литература

         http://26311-c008os.edusite.ru/p140aa1.html

1.      Е.П.Ильин. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

2.      Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

  1. Е.Ф.Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе

Из опыта работы с одарёнными учащимися начальной школы...

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...

Программа работы со способными детьми (дистанционные олимпиады и конкурсы для начальной школы) 2014-2015 уч год.

Программа работы со способными детьми (дистанционные олимпиады и конкурсы для начальной школы) 2014-2015 уч год....

Отчет по работе с одаренными и способными детьми

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и н...

Программа "Работа с одарёнными и способными детьми"

Проблема работы с одаренными и способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны жел...

Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе

Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе...