Тексты для диагностики техники чтения.
статья (4 класс) по теме

Каратаева Надежда Юрьевна

Образцы текстов могут пригодиться учителям начальных классов для диагностики техники чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – конец учебного года

Весна

                Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

               Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка напомнила ему про море. Волны шумят, катятся… а я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»

               Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

              А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

                                   (135 слов)                             А.Аксенова

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – сентябрь

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера.

Шмель большой, грузный.

Наклонился стебелек у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

- Трудно тебе, шмель?

- Еще бы!

- А почему на другие цветы не садишься?

- На других цветах пчелы работают, мухи да букашки мелкие.

Все кому не лень.

- А на клевере?

- На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

- Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвел. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть…

- Не знаю, как там в сказках. Я свое дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркаться на клевере с утра до вечера!

                                                (117 слов)     Э. Шим

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – 1 полугодие

Томка

              У охотника я увидел песика.

             Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

             Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите – поглядите.

               И мы с ним пошли.

               Щенки небольшие – только что научились ходить.

               «Который – то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»

               Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

               Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.

               А вот еще хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется.

              Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

             Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашел.

            И вот он стал нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

            Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

            Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

                             (171 слово)                   Е.Чарушин

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – конец учебного года

Весна

                Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

               Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка напомнила ему про море. Волны шумят, катятся… а я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»

               Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

              А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

                                   (135 слов)                             А.Аксенова

Текст для диагностики скорости чтения

4 класс – сентябрь

Серебряное блюдечко и наливное яблочко

                  Жили-были крестьянин с женой. У них было три дочери, все три красавицы. Старшие две – ленивые да нарядницы, все бы им сидеть да охорашиваться; а младшая, Аленушка – работящая и скромная. Краше всех сестер была Аленушка.

                 Обо всем заботится Аленушка: и избу приберет, и обед сготовит, и огород выполет, и воды принесет. С родителями она была ласкова, к людям приветлива. Любили ее отец с матерью больше всех дочерей. А от этого старших сестер зависть брала.

                 Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сестры с ней и говорить не захотели, а Аленушка вынесла старушке калач и проводила ее за ворота.

            - Спасибо тебе, девица, - сказала старушка. - За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси его купить тебе для забавы серебряное блюдечко да наливное яблочко. А коль случится нужда у тебя, девица, - помогу тебе. Попомни: живу я на краю леса дремучего, и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи.

                           

                                                              (162 слова)

Текст для диагностики скорости чтения

4 класс – 1 полугодие

Мышка

                  Случилось мне жить одному в чужом городе. Ни знакомых, ни друзей у меня там не было.

                   И я очень скучал.

                   Приду вечером к себе в комнату, а комната пустая, громадная. Зажгу лампу-коптилку, достану скрипку из футляра, настрою ее и долго-долго играю. Один себе.

                   Играю я плохо, но раз никто не слышит, так все равно. Я играю, и грустно становится мне и весело, - и не так скучно.

                   Вот однажды я, как всегда, пришел домой, сел на кровать и стал потихоньку наигрывать какую-то песенку.

                   И вдруг я увидел: из угла, из дырки в стене, осторожно, потихоньку вышла маленькая мышка. Выбежала она на самую середину комнаты, села, умыла себе мордочку передними лапками, потом сложила лапки на животик и так стала меня слушать.

                   Долго я играл в этот вечер. Я сыграл мышке все песенки, все танцы и марши, какие только знал. И маленькая мышка внимательно меня слушала. Сидела посреди пола, глядела на меня своими глазками-бусинками и не шевелилась. Под конец я уже не знал, что ей играть, а просто водил смычком по струнам. Мышке и это нравилось. Но только я перестал играть, она и убежала.

                                             (185 слов)                                Е.Чарушин

Текст для диагностики скорости чтения

4 класс – конец учебного года

Воробей

              Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

               Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуя перед собой дичь.

              Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал деревья березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

              Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

            Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище, но все равно его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

              Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

              Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

              Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

             Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                 (197 слов)                                     И.Тургенев



Предварительный просмотр:

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

Огурец и капуста

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться - раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37 слов.)

(Р. Баумволь.)

  1. Куда пошли огурец и капуста?
  2. Почему так долго раздевалась капуста?
  3. Что случилось с огурцом?

В берлоге

Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.

Тепло и уютно в медвежьих берлогах. (37 слов.)

(И. Соколов-Микитов.)

  1. Когда залегают в берлоге медведи?
  2. Как готовят медведи свои зимние квартиры?
  1. Что значит «уютно» в медвежьих берлогах?
  2. Почему хвоя названа в рассказе «душистой»?

Одуванчики

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называет ся одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

  1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
  2. Почему венок назван золотым?
  3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
  4. Когда одуванчик становится белым?
  5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?

Галка и ворона

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое мень ше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)

(По Г. Скребицкому.)

  1. О каких птицах вы прочитали?
  2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
  3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
  4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь -кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кис точками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросит ся на добычу. (40 слов.)

(Е. Чарушин.)

  1. Почему рысь названа большой кошкой?
  2. Опишите рысь.

  1. Как рысь охотится?
  2. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно,
    неожиданно бросится.)
  3. Как вы понимаете слово «залег»? (Притаился.)

* * *

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того пропитались солнцем, что к осени ста ли сами как солнышко - багряными и золотыми. Налились, отяжеле ли и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь. (38 слов.)

(По Н. Сладкову.)

  1. Что делали листочки, чтобы пропитаться солнцем?
  2. Какими стали листочки к осени?
  3. Озаглавьте рассказ.
  4. Что обозначает выражение «стали багряными»?
  5. Как вы понимаете значение слова «пропитались»?

Лесной оркестр

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Уха ет филин. Жужжат шмели и пчелы.

Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)

(По В. Бианки.)

  1. Каких птиц можно отнести к певчим?
  2. Как поют певчие птицы?
  3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки,
    филины?
  4. Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
  5. Почему у рассказа такое название?
  6. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят»,
    дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?

Зеленые бабочки

На стройных тополях понатужились и лопнули почки. Из каж дой почки, как бабочка из куколки, вылупился блестящий зеленый листик.

Веселые воробьи шумно расселись по веткам и стали склевы вать клейких зеленых бабочек. Угощаются: один глазок вверх - нет ли ястреба, другой вниз - не лезет ли кошка? (43 слова.)

(П. Сладкое.)

  1. Как появились тополиные листочки?
  2. Чем угощались воробьи?
  3. Кого они опасались?
  4. Почему о первых листочках говорится, что это клейкие зеле
    ные бабочки?

Мурзик

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Ря дом села ворона.

Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.

Ворона испугалась. Она полетела над деревней.

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. (40 слов.)

(По А. Мусатову.)

  1. О ком вы прочитали?
  2. Какой был кот Мурзик?
  3. Где он сидел?
  4. Куда прыгнул котенок?
  5. Над чем пролетела ворона?
  6. Куда провалился Мурзик?
  7. Как вы понимаете слово «замер»?

Пчелиные домики

Одинаковые, игрушечные домики расставлены в саду под яб лонями.

В них живут пчелы. Домики называются - ульи. Утром из каж дого домика вылетает и отправляется на работу тьма-тьмущая пчел.

Несут домой пыльцу, сладкий цветочный сок. Делают в доми ках вкусный мед - тот самый, который мы любим. (42 слова.)

(По Э. Шиму.)

  1. В каких домиках живут пчелы?
  2. Как называются эти домики?
  3. Зачем пчелы приносят в ульи пыльцу и сладкий цветочный сок?
  4. Какую пользу они приносят?
  1. Почему о пчелах сказано, что они «отправляются на работу»?

Ландыш

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями вы сокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.

Мы любим ландыш за красоту и за нежный запах.

Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные яго ды. Они ядовиты.

Из ландышей делают лекарство для сердечных больных. (44 слова.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Почему нельзя есть ягоды ландыша?
  2. За что мы любим цветы ландыша?
  3. Где растут ландыши?
  4. Чем радует нас ландыш в мае?
  5. Что делают из ландышей?

Ошибка ястреба

Охотник держал в губах маленькую трубку. Он играл на ней, подзывая рябчика.

Птица отвечала плохо. Охотник заиграл громче.

Вдруг ему на голову упал ястреб.

Ястреб услышал песенку рябчика. Хищник упал точно в это место.

Но удар клюва попал в шапку охотника. (43 слова.)

(По С. Турову.)

  1. Кого подманивал песенкой охотник?
  2. Кто еще охотился за рябчиком?
  3. Как назван ястреб в рассказе?
  4. Что случилось с охотником?
  5. Почему ястреб ударил охотника?

Приход весны

Серые стояли дни. Тяжелый сырой туман висел над землей. И вдруг ударило солнце. Казалось, что начался праздник. Синие лужи, как осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем. Гонко звенел ручеек. А возле избы на старой березе пел скворец. Как он пел! Он даже крылья распустил и весь трепетал от счастья. (49 слов.)

(По Л. Воронковой.)

  1. Какие стояли дни?
  2. Почему дни названы серыми?
  3. Как появилось солнце?
  4. Почему сказано, что солнце «ударило»?
  5. Как все вокруг изменилось под его лучами?
  6. На что были похожи лужи?
  7. Как пел скворец?
  8. Как вы понимаете выражение «трепетал от счастья»? (Испы
    тывал большое чувство радости.)

* * *

У дедушки всегда живут звери и птицы. У него есть совсем ручная галка Галя, совсем ручной бельчонок Тишка, дикая уточка, по имени Граня.

Они появляются в доме, когда хотят, и уходят, когда пожелают. Но потом обязательно возвращаются. Может, потому и возвраща ются, что силком их никто не удерживает? (47 слов.)

(Э. Шим.)

  1. Озаглавьте рассказ.
  2. Какие звери и птицы живут у дедушки?
  3. Как ведут себя они?
  4. Почему дедушкины постояльцы всегда возвращаются домой?

Хитрая рыба

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов.)

(По Э. Шуму.)

  1. Где сидел дедушка?
  2. Почему у него шел лов?
  3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
  4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?

Кит.

Кит - самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям. (47 слов.)

         1.  Какое животное самое большое на свете?

  1. Где могут жить киты?
  2. Легко ли охотиться на китов?

Летучие мыши

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.

Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насе комые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Какую пользу приносят летучие мыши?
  2. Как они проводят день?
  3. Когда охотятся летучие мыши?
  4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?

♦ * *

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Мед вежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медве жонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица до гнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)

(По В. Бианки.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Кто вышел на берег реки из леса?
  3. Как медведица купала первого медвежонка?
  4. Почему побежал в лес другой медвежонок?
  5. Что сделала с ним его мать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии

Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...

Текст для диагностики техники чтения 3 класс

Текст для диагностики техники чтения 3 класс...

Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения

Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...

Литературное чтение.Тексты для проверки техники чтения. Тема "Животные"

Литературное чтение.Тексты для проверки  техники чтения. Тема "Животные"...


 

Комментарии

Павленова Наталья Михайловна

Благодарю вас, Надежда Юрьевна за тексты!