Самообразование"Формирование морфологических обобщений на уроке русского языка" (исследовательская работа)
методическая разработка (1 класс) по теме

Самообразование: 1. "Формирование морфологических обобщений на уроке русского языка"

2. Формирование коллектива с 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Развитие речи представляет собой сложный, многоуровневый и длительный процесс, охватывающий как период дошкольного детства, так и этап обучения в начальной школе. При этом в дошкольный период формируются различные стороны устной речи и создаются предпосылки для овладения ребенком грамотой; в начальной школе основной акцент делается на обучение ребенка письму.

Одной из сторон речи, активно формирующейся в дошкольный период, является грамматическая. Если в этот период ребенок усваивает сложную систему грамматических закономерностей на эмпирическом уровне, то на уроках русского языка данный процесс осуществляется целенаправленно требует от ученика особых умственных действий.

Однако анализ педагогической практики показывает, что многие учащиеся с трудом овладевают грамматическими категориями речи и морфологическими обобщениями. Ситуация усуглубляется, если  ученик имеет недоразвитие других речевых систем или функций, которые в большей степени затрудняют изучение родного языка. Такие дети нуждаются не только в дополнительной помощи по русскому языку, но и в специальной коррекции, поддержки, так как причины отставания может определяться недоразвитием фонетико-фонематических функции, лексической системности, сукцессивных функций.

Именно эти обстоятельства активизируют проблему изучения закономерностей формирования морфологических обобщений у младших школьников в контексте развития грамматической стороны их речи, выявление основных затруднений при овладении морфологическими обобщениями; поиска логопедической помощи ученикам младших классов с недоразвитием речи в процессе овладения морфологическими обобщениями. Это позволит в целом решить проблему грамотности, успешности овладения русским языком в начальной школе.

Проблема исследования заключается в том, что недоразвитие каждой из систем языка вызывает у младших школьников затруднения в овладении ими морфологическими обобщениями и становится причиной множественных аграмматизмов в устной и письменной речи.

Преодоление данной ситуации возможно только в случае осуществления специальной коррекционной помощи, направленной на исправление речевых дефектов, затрудняющих овладение морфологическими категориями.

Цель исследования – определить основные направления и содержание логопедической работы по преодолению механизмов, содержащих овладение морфологическими обобщениями учениками начальных классов.

Задачи исследования :

  1. Выявить сущность и закономерности овладениями морфологическими обобщениями в процессе развития грамматического строя речи детей.
  2. Определить основные трудности, возникающие у младших школьников в процессе овладение морфологическими обобщениями на уроках русского языка
  3. Разработать методику исследования состояния морфологических обобщений у учащихся с общим недоразвитием речи
  4. Выявить особенности нарушений морфологических обобщений у учеников экпериментальной группы
  5. Разработать систему логопедических мероприятий, направленных на преодоление морфологических аграмматизмов в устной и письменной речи у учеников с общим недоразвитие речи
  6. Определить эффективность разработанных мер в ходе формирующего эксперимента.

Объект исследования – морфологические обобщения как элемент грамматического строя речи младших школьников.

Предмет исследования – содержание процесса логопедической коррекции недостатков морфологических обобщений у младших школьников с речевым недоразвитием на уроках русского языка.

Глава I «Современное состояние проблемы изучения состояния морфологических обобщений у учащихся младших классов»

  1. Формирование морфологических обобщений у младших школьников в процессе развития лексико-грамматической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе написано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахрановича, Д.Б.Эльконина и др.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на определенном уровне когнитивного развития ребенка.

Так при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа), так как прежде, чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить  сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка ребенка происходит в тесном взаимодействии.

Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Взаимодействие морфологической и синтаксической системы языка в период формирования грамматического строя речи отмечена в работах А.Н.Гвоздева.

Глава II «Логопедическая работа по формированию морфологических обобщений у учащихся общеобразовательной школы на уроках русского языка»

2.1. Основные направления логопедической работы по формированию морфологических обобщений на уроках русского языка.

При разработке методики логопедического воздействия в процессе формирования морфологических обобщении у младших школьников с ОНР учитывались следующие теоретические положения.

  1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи как о сложном, многооперационном процессе
  2. Современные представления о закономерностях формирования грамматической стороны речи в онтогенезе
  3. Системный подход, представляющий формирование морфологических обобщений в единстве с другими компонентами грамматического строя речи, а также лексической, фонетической, синтаксической систем языка.
  4. Учет структуры речевого дефекта с общим недоразвитием речи. В процессе логопедической работы уделялось внимание звуковому оформлению слова, развитию лексической системности  и семантических полей, развитие словоизменения, словообразования, уточнению грамматического значения слова.
  5. Принцип поэтапности. При разработке методики формирования морфологических обобщений осуществлялся учет онтогенетической последовательности развития грамматического строя речи; этапов формирования морфологических категорий на уроках русского языка в соответствии с  требованиями современной школьной программы; общих этапов логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

На основе указанных положений логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.
  2. Закрепление грамматических признаков имен существительных.
  3. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.
  4. Закрепление грамматических признаков глаголов.
  5. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.

Цель: закрепить представления о частях слова и показать их роль в процессах словообразования и грамматике.

Задачи: 

  1. Показать особенности корня, приставки, суффикса, окончания как значащих частей слова;
  2. Показать сходство словообразовательных функций приставок и суффиксов и своеобразие грамматической функции окончания.
  3. Закрепить представления учащихся  о синтаксической функции  окончания в процессе усвоения связи слов в предложения и словосочетаниях.

Упражнения:

  1. Словообразовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова;
  2. Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи;
  3. Словообразовательные задания:
  1. От слов «дружить, ходить, косить, стрелять» - образовать новые слова при помощи суффикса «б»
  2. От глаголов «пилить, рубить, спорить, качать, греть, солить» - образовать однокоренные существительные. Разобрать по составу.
  3. С помощью приставок образовать новые глаголы – «ходить, давать».
  1. Сравнение двух слов, учитывая их смысл и состав (улететь – прилететь, выходить – выбегать, береза – березка).
  2. Разобрать слова по составу
  3. Подобрать слова по заданной схеме:
  4. Составление рассказа по опорным словам.

Главное -  научить выделять морфему из слова, самостоятельно подбирать слово определенного морфемного состава, объяснять роль морфемы в слове, правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.

  1. Закрепление грамматических признаков имен существительных.

Цель: закрепление морфологических обобщений при употреблении различных форм имен существительных.

Задачи:

  1. Закрепление грамматического понятия «Имя существительное»
  2. Закрепление о роде существительных
  3. Развитие умения изменять существительные по числам, распознавать число
  4. Развитие навыков точного употребления существительных в речи
  5. Овладение операциями сравнения, анализа и обобщение слов.

При подборе упражнений для ознакомления с родом существительных необходимо учитывать четкость опоры действий учащихся на ориентиры: он мой, она моя, оно мое. Кроме того , в начале для распознавания рода используются отдельные слова в именительном падеже, затем – и в косвенных падежах, как в единственном, так и во множественном. Особое внимание следует уделить использованию слов, распознавание рода которых вызывает затруднения (табель – мебель, тюль – фильм – медаль, прорубь – тополь). Обращается внимание и на согласование существительного и прилагательного (топкое болото, глубокое озеро). Предметом особого внимания являются существительные мужского и женского рода, которые оканчиваются на шипящие (карандаш, глушь).

В работе над родовыми признаками существительных, рекомендуются упражнения:

  1. Образование пар существительных мужского и женского рода

(хозяин – хозяйка, ткач – ткачиха, англичанин – англичанка. НО: шофер, космонавт.

  1. Составление словосочетаний согласование «существительное+прилагательное» при  склонении  прилагательного в различных падежах.
  2. Составление словариков с распределением существительного по родам, родовым признакам.
  3. Составление предложений и небольших тексов на антонимической основе: (Брат и сестра не похожи друг на друга он блондин, она брюнетка).
  4. Задание : доказать, какого рода имена существительные:

Степь, Волга, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота.

В процессе работы над числом следует детей учить:

  1. Различать слова в единственном и множественном числе по смыслу и по окончанию
  2. Образовывать от формы единственного числа форму множественного числа и наоборот (город – города, ручей – ручьи)
  3. Правильно употреблять существительные в речи, учитывая связь слов в предложении.

Обратить внимание детей на то, что в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе или во множественном числе (санки, каникулы, сметана, смелость).

Дети должны знать способ ( форму) выражения множественного числа, соотношение понятий «один», «много».

Упражнения:

  1. Образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Варианты: с ударными и безударными окончаниями; с твердой и мягкой основой; пары антонимов.
  2. Образование единственного числа от множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи.
  3. Составление словосочетаний в единственном и множественном числе:

Кирпичный дом – кирпичные дома,

Предложений: Мальчики ловили в пруду рыбу. - Мальчик ловил в пруду рыбу.

  1. Построение предложений с изменением не только числа существительного, но и содержания, вызванным изменением числа:

Мальчик принес двух окуньков.

Мальчики принесли целое ведро …… .

  1. Подбор слов к существительным только множественного числа (сани, качели)  и только единственного числа (стужа, космос).

Закрепление представлений о склонении и падежах существительного.

Усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научаться выделять в предложении слова связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над падежами -  это работа над связью слов в предложении. Ученик должен четко знать, с каким словом в предложении связано данное существительное.

Наблюдая за изменением окончания слова в зависимости от другого члена предложения, ученики должны уметь выделять в слове изменяемую часть, которая служит для связи слов. Далее устанавливается зависимость между вопросом, на который отвечает существительное, и окончание слова (изменяется вопрос – изменяется окончание).

Упражнения:

  1. Склонение существительных разных типов, в трех вариантах:
  1. Склоняется само существительное
  2. Слово склоняется в словосочетании или в небольшом предложении
  3. Формы падежей вводятся в предложении и тексте
  1. Составление предложений с заданной падежной формой
  2. Упражнения в выделении падежных окончаний и их проверка.

  1. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.

Цель: Закрепление грамматических признаков прилагательных.

Задачи:

  1. Закрепление представлений об имени прилагательном
  2. Закрепление навыков изменения имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных
  3. Развития умения точно употреблять прилагательные в речи

Категория рода и числа у прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимися род и число прилагательных – это значит прежде всего усвоит связь этих двух частей речи. Средством выражении связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например:

 День (какой?) теплый. Ночь (какая?) теплая.

Учитывая, что окончания прилагательных среднего рода –ее – и окончание прилагательных множественного числа –ие -, близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их написании:  

Какое? Зимнее утро, какие? Зимние деньки.

По аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательного женского ода единственного числа на – ая – и окончания прилагательных множественного числа – ые -:

Красная  лента – красные ленты

Упражнения:

  1. Составление различных вариантов словосочетаний и предложений с прилагательными
  1. Выбор прилагательных из числа синонимов
  2. Замена прилагательных – антонимов
  3. Введение нескольких синонимов (даль широкая, бескрайняя)
  1. Тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза? Белая)
  2. Подобрать возможно большее число прилагательных к заданному существительному, по теме «Зима»
  3. Восстановление деформированного предложения.
  4. Составление простых распространенных предложений:

Наступила осень. – Наступила золотая осень).

  1. Закрепление грамматических признаков глаголов.

Цель: закрепление грамматических признаков глаголов

Задачи:

  1. Закрепление понятий «глагол – как часть речи»
  2. Закрепление навыков изменения глаголов по числам и временам
  3. Употребление различных форм глагола в речи

Следует обратить внимание учащихся на смысловую сторону категории числа глагола и на грамматическое средство выражение числа. Н основе конкретных наблюдений дети должны быть подведены к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета,

Глагол во множественном числе обозначает действие одного или нескольких предметов, при изменении глагола изменяется его окончание.

Таким образом, достигается установление учениками связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой , числа, в которой он употреблен и окончанием.

В процессе выполнения соответствующих упражнений у детей закрепляется умение изменять глагол по числам:

(что делает?) (единственное число) говорит;

(что делают?) (множественное число) говорят.

Овладение временными формами глаголов является для учеников трудной задачей, так как при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учениками на основе сопоставления, когда совершается действие и  когда о нем сообщатся, т.е на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола основными показателем выступает вопрос, на который отвечает вопрос. Поэтому важно научит детей правильно пользоваться вопросами. В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма; кроме того необходимо сделать предметом осознания учениками дифференцированной постановки вопроса что делать? Что сделать? с  учетом завершенности действия.

Виды упражнений:

  1. Выяснение роли глагола в предложении
  2. Вопросы к глаголу и от глагола в словосочетаниях, предложениях
  3. Спряжение глаголов в разных временах с личными местоимениями и с существительными
  4. Составление словосочетаний: купил книгу, вернешься из леса
  5. Перестройка предложений с изменением времени глагола
  6. Образование антонимичных пар (вошел – вышел, прибежал – убежал), составление с ними словосочетаний.
  7. Образование приставочных глаголов с заданным корнем (дать – отдать, передать, задать),объяснение значения каждого из глаголов, составление с ним предложений.

 

  1. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Цель: закрепление представлений о предложении, словосочетании.

Задачи:

  1. Закреплять умения выявлять связь слов в предложении
  2. Закрепление представлений об окончаниях и предлогах как средствах выражения грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях
  3. Закрепление представлений о структуре предложения, его главных и второстепенных членах.

Упражнения:

  1. Определения количества слов в предложении, подлежащего и сказуемого
  2. Восстановление деформированного предложения
  3. Исправление ошибок согласования слов в предложении
  4. Деление текста на предложения
  5. Анализ предложения и составление его схемы
  6. Составление предложений по схеме или по вопросам
  7. Составление рассказа с последующим анализом предложении определенной структуры. Выделяются предложения, начинающиеся с подлежащего, о сказуемого, с второстепенного члена.

Реферат:

Тема: «Формирование морфологических обобщений у учащихся на уроках русского языка»

Учитель начальных классов: Горбачева  Ирина Анатольевна

При разработке методики логопедического воздействия в процессе формирования морфологических обобщении у младших школьников с ОНР учитывались следующие теоретические положения.

  1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи как о сложном, многооперационном процессе
  2. Современные представления о закономерностях формирования грамматической стороны речи в онтогенезе
  3. Системный подход, представляющий формирование морфологических обобщений в единстве с другими компонентами грамматического строя речи, а также лексической, фонетической, синтаксической систем языка.
  4. Учет структуры речевого дефекта с общим недоразвитием речи. В процессе логопедической работы уделялось внимание звуковому оформлению слова, развитию лексической системности  и семантических полей, развитие словоизменения, словообразования, уточнению грамматического значения слова.
  5. Принцип поэтапности. При разработке методики формирования морфологических обобщений осуществлялся учет онтогенетической последовательности развития грамматического строя речи; этапов формирования морфологических категорий на уроках русского языка в соответствии с  требованиями современной школьной программы; общих этапов логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

На основе указанных положений логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.
  2. Закрепление грамматических признаков имен существительных.
  3. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.
  4. Закрепление грамматических признаков глаголов.
  5. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.



Предварительный просмотр:

Воспитание личности младшего

 школьника в классном коллективе.

Создание классного коллектива

Работа по созданию классного коллектива начинается с тщательного изучения каждого ученика.

Для того чтобы понять, какие поручения можно доверить ребенку, на какие стороны личности опереться при планировании общих школьных дел, необходимо обратить внимание на темперамент, общительность, интересы, любимые игры ребенка, участие в кружках. Обязательно учитывать состояние здоровья ребенка (общее состояние, зрение, хронические заболевания).

Диагностика коллектива

При диагностики обращается внимание на: межличностные отношения, психологический климат, отношение к школе, к учебе.

Одним из методов диагностики является непосредственное наблюдение за жизнью детей в классном коллективе.

Диагностика психологического коллектива

Психологический климат – это эмоциональный настрой коллектива, где отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, сотрудничество, отношение к окружающему.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад: настроение, отношение к сверстникам.

Задача классного руководителя –создание благоприятного психологического климата, здоровой психологической атмосферы в коллективе.

Особое внимание следует обратить на детей не включенных в жизнь класса. Неудовлетворенность отдельных детей, на общем фоне радостных настроений коллектива, свидетельствует о неблагополучии в классе, о делении его на «свои» и «чужие».

Для оценивания основных проявлений  психологического климата в коллективе можно воспользоваться картой схемой Л.Н. Лутошкина (Приложение1).

Используя схему, следует прочесть предложение слева, затем справа и после этого «+»отметить в середине листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Возможные оценки:

+3 – качество указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2- качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 -ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляется в одинаковой степени;

-1 – достаточно проявляется противоположное качество (указанное справа)

-2 – качество проявляется в большинстве случаев;

-3 – качество проявляется всегда;

Сложить все положительные  и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата.

Диагностика положения учащегося  в коллективе

и наличие микрогрупп

Сам наличие группировок в классе, полагают, что это не способствует сплочению коллектива. Между тем существование так называемых эмоциональных группировок ( объединение по симпатиям) в детском коллективе- явление обязательное. Но главное следует обратить внимание на атмосферу в этих группах. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то и в классе царит бодрая, деловая атмосфера. Если группы конфликтуют друг с другом, если между ними идет скрытая или явная борьба, то такой психологический климат не кому не принесет удовлетворения.

Целенаправленно организовывать детей в небольших группах, которым поручается выполнения кратковременного дела. Именно в небольших группах ребенок понимает и осознает свои силы и свои способности, т.е возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности и индивидуальным склонностям.

Для сплочения коллектива используются следующие методики:

Методика «Кого я выбираю»

Заранее на листочках пишется список учащихся класса в один столбик с правой стороны (для каждого ученика).

Учащиеся получая такой список пишут свою фамилию в центре листа .

Классный руководитель. Перед каждым из вас список класса. Соедините свою фамилию с каждым из одноклассников какой-либо цветной линией:

- красная линия – если тебе этот ученик нравится, ты хотел бы вместе  с им выполнять поручения, дружить;

- зеленая линия – если тебе ученик безразличен;

- черной линией – если тебе ученик не нравиться;

Далее листочки собираются, и педагог подсчитывает сумму выборов для каждого ученика – красных, зеленых, черных.

  1. Красный выбор - +1 балл
  2. Зеленый выбор – 0 баллов
  3. Черный выбор - -1 балл.

Таким образом определяется статус каждого ученика в классном коллективе. Можно также проследить взаимные выборы учащихся, составить микрогруппы.

Методика «Кто меня выбирает»

Для здорового психологического коллектива , а также хорошего самочувствия каждого учащегося в классе нужно, чтобы было как можно больше взаимных выборов учащихся.

Классный руководитель проводит процедуру, аналогичную предыдущей, только учащимся предлагается предложить, кто из одноклассников хочет с ним дружить, кому он безразличен, а кто не хочет с ним дружить: своя фамилия соединяется соответствующим цветом с фамилией одноклассников.

Если ученик считает, что его одноклассник хочет с ним дружить, то соединяет свою фамилию с его фамилией красным цветом, если считает, что безразличен – зеленый цвет, а если думает, что товарищ не выберет его, использует черный цвет.

После этого необходимо сопоставить предположения ученика с теми, которые сделали его одноклассники.

Степень осознания ребенком своего положения в системе межличностных отношений будем определять коэффициентом:

К= R/N

Где R – количество «выборов» ученика, совпадающих с «выборами» его товарищей,

N – число детей в классе, участвовавших в диагностике.

Важным фактором, определяющим степень удовлетворенности общением, является показатель взаимности выбора. Иначе говоря, для ученика не только то, сколько одноклассников питает к нем симпатию, но и то, какие именно дети отдают ему предпочтение: те, с которыми ему приятно самому (кого он выбрал сам), или же те, к которым он относится достаточно равнодушно ( кого не выбрал).

Степень удовлетворенности учащихся общением может быть охарактеризована с помощью коэффициента:

К (удовл.) =Х/N

Где Х – число всех одноклассников, у которых есть взаимные выборы,

N – число всех детей в классе, участвовавших в диагностике.

Методика «Конверт»

Для определения статуса учащихся в классном коллективе можно использовать несложную процедуру.

Классный руководитель заранее готовит конверты и кружки (любого цвета) по количеству учащихся в классе. На конверты крупно пишется фамилия и имя учащегося. Все конверты раскладываются на одном столе.

Учащиеся выходят из класса. Каждому из них дается в руки кружочек. Затем школьников просят по очереди заходить в класс и класть кружочки в конверт того, кто им больше всего нравиться.

После того как все учащиеся выполнят задание, учитель в их отсутствие подсчитывает, у кого сколько оказалось кружочков. Это число будет означать статус личности в системе межличностных отношений.

Методика «К кому бы ты обратился?»

Статус личности в коллективе зависит от вида деятельности, в которой происходит выбор. В отдыхе наиболее популярны одни дети, в труде – другие, в спорте –другие.

Чтобы увидеть эту разницу, используют выбор в разных видах общения детей.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовить какой-либо классный час (внеклассное мероприятие)? Напиши три фамилии.
  2. В классе планируют спортивные мероприятия. Кого из класса ты возьмешь в свою команду? Напиши три фамилии.
  3. Если тебе понадобиться помощь при выполнении уроков, кого из одноклассников ты попросишь объяснить тебе трудное задание? Напиши три фамилии.
  4. Ты хочешь, чтобы твой день рождения прошел интересно, весело, кого из одноклассников ты пригласишь? Напиши три фамилии.

Учащиеся пишут фамилии выбранных товарищей в строгом соответствии с порядком вопросов.

Классный руководитель собирает листки с ответами; подсчитывается суммарное число «выборов» по каждому вопросу отдельно. Таким образом для каждого учащегося определяется четыре статуса;

  1. В деловом общении
  2. В спортивной сфере
  3. В учебе
  4. В дружеских отношениях.

Методика «Внимательный взгляд»

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать метод наблюдения.

При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости – он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.

Частые прогулы и опоздания ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает быть в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки говорят о состоянии враждебности.

Методика «Поговорите с родителями»

В беседе с родителями учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся

Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Так как анкета преследует выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит с ним обсуждать ответы на вопросы. Тем более не доступно ругать его за них.

После анализа ситуации в классе, необходимо предпринять следующие шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое – то время можно повторить анкетирование, чтобы убедится, насколько эти шаги были эффективны.

Анкета

  1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски. (Да, нет)
  2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше. (Да, нет)
  3. У меня часто болит голова или живот, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу, (Да, нет)
  4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах. (Да, нет)
  5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно. (Да, нет)
  6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
  7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
  8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Начальные шаги

Атрибуты коллектива

Дети должны принять участие в выборе названия своего класса, сочинении гимна.

По мнению А. Маслоу – необходимым условие для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил по которым, по которым функционирует группа, класс.

Выработка правил поведения в классе

  1. Потребности класса

Составление правил по которым будет жить класс

  1. Обязанности класса
  2. Жизнь с правилами и обязанностями.

Соблюдая нормы и правила поведения в школе и классе можно воспитать гармонично развитую личность. Быть рядом в те минуты, когда необходима помощь классного руководителя.

        Приложение1

Карта- схема для определения психологического климата

Положительные

особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладает подавленное настроение, пессимистический

тон

Преобладают доброжелательность

во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировки внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтует между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и крики высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение

В трудных случаях коллектив «раскисает»,появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обиды

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Реферат

Тема: «Воспитание личности школьника в классном коллективе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"

Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

План самообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»

задачи:- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблемеопределить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программыпо русскому язы...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"

упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...

Доклад по самообразованию "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 1 классе"

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач....

Памятка для синтаксического и морфологического разбора на уроках русского языка

Памятки для выполнения синтаксического и морфологического разбора....