Главные вкладки

    Использование информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе
    материал на тему

    Понятие «информационный образовательный ресурс» довольно широкое. Оно охватывает все стороны образовательного процесса. Мне хотелось бы остановиться на тех информационных ресурсах, которые могут использоваться непосредственно в учебном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_samoobrazovaniya.docx19.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

    Основные варианты использования информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе.

    Работа выполнена:  учителем начальных классов

                               Подшибякиной О. А.

    2010/2011 уч.год

    -1-

             Понятие «информационный образовательный ресурс» довольно широкое. Оно охватывает все стороны образовательного процесса. Мне хотелось бы остановиться на тех информационных ресурсах, которые могут использоваться непосредственно в учебном процессе. Значительное внимание будет при этом уделено активному использованию компьютерных технологий.

            Довольно быстро было осознано, что использование компьютера как инструмента образовательного процесса позволяет повысить эффективность обучения. Компьютер обладает рядом уникальных свойств, которые ставят его выше других средств обучения. Это такие свойства, как : коммуникативность, возможность моделирования, интерактивность, возможность использования информационных ресурсов ( баз данных, интернета, экспертных систем и др.).

             Чрезвычайно важной является возможность использования дополнительных информационных ресурсов.  Компьютерная парадигма, на которую мы все переходим, принесёт реальные плоды только в том случае, если учащиеся научатся решать  «недоопределённые» задачи, это те задачи, для решения которых требуются умения определять недостающую информацию, выделять её существенный компонент и на этой основе получать решение.

              И конечно, говоря о высокой производительности, нужно иметь в виду не столько показатели компьютерной техники – вычислительные, информационно-поисковые и т.д., сколько то, что эти возможности, реализованные в виде тех или иных инструментов компьютерных технологий, позволяют уменьшить занятость школьника нетворческими, рутинными операциями, а значит, освобождают время и силы для развития творческих способностей.

                  Но особое значение такие ресурсы приобретают во внеклассной  самостоятельной работе.

    С книгой в мир природы.

    Игра-путешествие для учащихся 4 классов.

    Цель и задачи: поддержка интересов обучающихся к деятельности по изучению книг о природе; воспитание чувства

    -2-

    сопричастности и неразрывности существования человека и природы; по-новому открывать мир природы; участие в конкурсе ОМЦ.

        Участники мероприятия: ученики из параллели 4-х классов ГОУ Московская  международная  гимназия

                  Место проведения: библиотека  гимназии.

                       

                Результаты поиска:

    Узлы информационного переплетения

    Информационный носитель

    Доступ к носителю информации

    Комментарии

    Возможность поддержания интереса к литературному чтению и природоведению посредствам изучения произведений о природе родного края классиков русской литературы

    Информация о проводимом конкурсе

    Российская государственная библиотека

    www.voumdo.ru

    www.rsl.ru

    Конкурсы, проводимые ОМЦ для учащихся начальных классов

    Полезной  оказалась виртуальная справочная служба РБК, раздел-база знаний

    Активизация интереса учащихся к природе и культуре родного края через произведения русских поэтов и писателей

    Детский портал «Солнышко»

    Сайт «Детский мир»

    www.solnet.ee

    www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

    Можно подобрать стихи, пословицы и поговорки, загадки по теме, для оформления проекта

    Выбор произведений русских поэтов-юбиляров этого учебного года, посвящённых любимому вами времени года

    Энциклопедии

    Учебники

    Книги

    Календарь памятных дат

    Произведения выбранных авторов

    Компьютерная обрпрограмма Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.

    Библиотека гимназии

    www.ug.ru

    www.kostyor.ru/tales

    Хорошо оформленный календарь памятных дат, биографии поэтов-юбиляров и их произведения

    Доступность информации в соответствии с возрастом школьников

    Организация работы учащихся по данной теме, консультации учителя и библиотекаря, помощь родителей

    «Книга-твой друг, береги её.» Н. В. Лободина

    «Кл. часы в 1-4 классах».И. В. Персидская

    «Времена года». М. С. Аромштам

    «Чтение с увлечением» А. Е. Соболева

    www.1september.ru

    http://www.uchportal.ru/

    Много приёмов, позволяющих постепенно приучать детей к чтению художественной литературы, прививать интерес.

    Можно почерпнуть для себя интересные формы проведения внеклассных мероприятий в разновозрастной аудитории.

    -3-

     

    Ход мероприятия.

    1.Подготовка восприятия:

        «Под большим шатром  голубых небес,-

          Вижу-даль степей зеленеется.

          И на грани их, выше тёмных туч,

          Цепи гор стоят великанами

          По степям, в моря реки катятся,

          И лежат пути во все стороны.

          Посмотри на юг: нивы зрелые,

         Что густой камыш тихо движутся…

         Гляну к северу: там, в глуши пустынь,

         Снег, что белый пух, быстро кружится!...

         Широко, ты Русь, по лицу земли

        В красе царственной развернулася!»

    Это строчки из стихотворения «Русь!», которое написал в XIX  веке русский поэт Иван Саввич Никитин.

    Огромна наша страна: океаны и моря, реки и озёра, тундра и тайга, лес, степи и горы. Сколько красивейших мест. Мест исторических, природных и созданных человеком.

    2. Организационный момент:

    Многие поэты воспевали природные красоты нашей родины, разные времена года. В этом учебном году отмечаются юбилеи поэтов, воспевающих красоту природы нашей страны. Среди них Алексей Плещеев, Афанасий Фет, Аполлон Майков, Иван Суриков, Иван Бунин, Александр Блок, Сергей Есенин. Их произведения помогут совершить путешествия по просторам нашей родины, посвятив его любимому вами времени года.

    3.Конкурсная программа ( Задание выбиралось и готовилось детьми заранее.)

    а) Подготовь газету (Моё любимое время года. За что я его люблю? Назовите одно-два стихотворения о нём. Не забудьте указать их авторов. Найдите две-три загадки об этом времени года. Нарисуй своё любимое время года.)

    б) Лесные диковинки (Подготовь поделку из природных материалов.)

    в) Писатели Надежда Надеждина и Юрий Дмитриев -юбиляры этого учебного года. Вспомните их книги и ответьте на вопросы викторины ( представлено ОМЦ)

    -Из дупла вылезла голова змеи и зашипела. Но вдруг  оттуда  же вылетела птичка. Кто был в дупле?

    -Почему этот ядовитый гриб называют мухомором?

    -Этот жук то синий, то зелёный, и ещё он умеет бегать и

    -4-

    подпрыгивать. Как его называют?

    -Этот жук, защищаясь, издаёт лёгкий треск и выпускает маленькое облачко. Кто это?

    -Бывают не только хищные звери, но и хищные растения. Назовите одно из них, которое растёт в нашей стране.

    -Какой весенний цветок, растущий в нашей стране, меняет цвет четырежды?

    -Кто купается в муравейнике?

    -Кто полгода живёт без обеда?

    -Как вороны предсказывают погоду?

    -Бывают ли перелётные звери?

    4. Подведение итогов.

    Рефлексия

    Не жалеете ли вы, что приняли участие  в этом конкурсе?

    Что понравилось?

    Какие умения помогли вам в выполнении задания?

    Что вызвало затруднения?

    Сегодня я действовал (отметь на линейке)

            -------лучше обычного

    -------как обычно

           -------хуже обычного

     Выбор работ для предоставления в ОМЦ на конкурс.

    Из 38 учеников 4-х классов, участвовавших в данном конкурсе, 22 - показали, что действовали лучше обычного; 14- как обычно и  2- что мало старались и действовали хуже обычного. Некоторые отмечали, что им было интересно искать материал для работы, беседовать с взрослыми на эту тему и знакомиться с предпочтениями своих родителей  в области поэзии, посвящённой природе.

    Дети и взрослые отмечали доброжелательную атмосферу игры, что позволило всем чувствовать себя победителем в какой-либо области.

    Думается, работа достигла своих целей. Ребята смогли выбрать из всего разнообразия произведений именно те, которые близки именно им. Узнали интересные факты из биографий  любимых поэтов. Вложили в свои работы душу и сердце, старание. Из всего многообразия работ, ученики и учителя смогли выбрать лучшие и отправить их на конкурс в ОМЦ.

    Конечно, очень трудно было выбрать нужные материалы для работы из всего многообразия информационных источников, но те источники, которые указаны мною, помогли больше всего. Не хватило, наверное, практики работы на компьютере и умения быстро вычленять нужную информацию.

    -5-

    Литература:

    1.Дистанционный курс повышения квалификации, А. Г. Гейн  Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки, Пед. Университет «1 сентября», 2010г.

    2.А. В. Осин Электронные образовательные ресурсы нового поколения, 2007г.

    3. А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина Учебник в составе новой информационно-коммуникативной образовательной среды: методическое пособие, Москва Бином, 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

    Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

    Моё эссе "Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе"

    Эссе об использовании Интернет-ресурсов в образовательном процессе....

    Эссе на тему "Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе"

    Моё эссе на тему "Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе"...

    Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

    Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...