Здоровьесберегающие технологии
материал по теме

Сазонова Галина Викторовна

Как правильно помочь ребенку сберечь здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИИ ТЕХНОЛОГИИ

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас, его не будет...»

Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники - как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.

По данным статистики, если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев (северных и южных) и 8 африканцев, из них:

— 52 будут женщинами, 48 — мужчинами;

— 70 будут не белыми, 30 — белыми;

— 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства, и все шестеро будут из США;

— у 80 не будет достаточных жилищных условий;

— 70 будут неграмотными;

— 50 будут недоедать;

— 1 (только один!) будет иметь высшее образование;

— у 1 (только у одного!) будет компьютер.

Один компьютер на сто человек - это много или мало? Компьютеризация сегодня достаточна, значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества.

 И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, отмечается изменение стиля общения между учителем и учеником (40%), выделяют повышение активизации мышления учащихся 45% педагогов, развитие творческих способностей личности (32%) и другие положительные стороны использования массовой компьютеризации образования.

Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.

Но - все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем, как педагогов, так и школьников. Использование компьютера в учебном процессе, безусловно, ставит перед участниками педагогического процесса ряд проблем. Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использования компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что, естественно, оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников учебно - педагогического процесса. Это лишний раз является напоминанием о там, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями. И педагоги, в свою очередь, осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами в методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.

Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Так в школу всё активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Современный период развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. И вполне естественно, что про цесс информатизации целиком и полностью охватывает процесс образования. Таким образом, у школы нет иного выбора, кроме как адапта ция ее к информационному веку. Но необходимо искать решения в организации учебного процесса, не наносящего вреда здоровью участников педагогического процесса, в поиске перспективных об разовательных систем.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рас сматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов ор ганизации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века в комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обу чения является причиной более выраженного утомления младших школьников на образовательные нагрузки. Учащимся не хватает движений, чистого воздуха, яркого света...

Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма.

В мощном потоке комплексной информатизации образователь ного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной сис темы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельное и твор ческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Это все традиционные повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Но из этих «зернышек» вырастают интереснейшие методики и технологии, эффективность которых доказана и апроби рована педагогическим опытом замечательных наших педагогов.

Эрг-упражнения

«Глядя в небо»

И. п. - стоя, руки лежат на бедрах. медленно отклоняться назад глядя в небо. вернутся в исходное положение.

«Египтянин»

И. п. - сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.

Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

«Абра-кадабра»

И. п. - сидя, руки лежат на парте, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

Абра- (медленно сжать ладони в кулак). ,

Кадабра (медленно разжать кулаки);

 Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

4. «Разговор с ладонью»

И. п. - сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.(тест)

10 золотых правил здоровьесбережения

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимание на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

     10. Желайте себе и окружающим только добра!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...