Главные вкладки

    ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования
    статья по теме

    Минеева Елена Викторовна

    Доклад с эектронной презентацие для выступления на заседаниях МО, конференциях и.т.п.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл e.v._mineeva.docx23.49 КБ
    Office presentation icon ios___-_kopiya.ppt2.77 МБ

    Предварительный просмотр:

    ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования

    Новый образовательный стандарт утверждён в октябре 2009г. За прошедшее время уже так много сказано, написано о стандарте, многими учителями пройдены курсы повышения квалификации, в школах написаны ООП. Тем не менее, в учительской среде по поводу нового стандарта до сих пор вопросов больше чем ответов.

    Хочу обратить ваше внимание на следующую информацию: Алтайский институт повышения квалификации работников образования пригласил всех заинтересованных принять участие в форуме и ответить на вопрос: Что должно измениться в профессиональной деятельности учителя в связи с реализацией ФГОС? 

    Наряду с достаточно позитивными и конструктивными мнениями зачастую встречались и такие: 

    -поняла, что ничего не изменилось ни в подаче учебного материала, ни в структуре его представления;

    -думаю, что в моей профессиональной деятельности изменился лишь объём документационного обеспечения, при этом на основную деятельность учителя времени катастрофически не хватает;

    -новые учебники, поражают своим старым содержанием, изменился только значок на обложке!

    Обсуждая подобные  вопросы с коллегами, мы пришли к выводу, что чёткого понимания происходящих изменений в учительской среде действительно нет, есть размытые общие представления.

    Принимая во внимание эту проблему, МО учителей начальных классов Береславской школы считает актуальным, прежде всего, добиться для себя чёткого понимания происходящих изменений в связи с введением ФГОС и перевода обобщённых формулировок на чёткие, конкретные алгоритмы действий учителя.

    Сегодня образование должно ответить на вызов XXI века – это инновационная экономика, новые технологии и прежде всего ИКТ-технологии, они охватили все стороны жизни. Вы будете абсолютно правы, если скажете, что фактор информатизации образования не нов. Действительно, ему уже более двух десятков лет. Однако новые стандарты рассматривают образовательную среду как информационную и вводят понятие информационно-образовательная среда.

    Безусловно, информационно-образовательная среда школы предполагает ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности учащихся сегодня реализуется в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, и в частности в разделе «Формирование ИКТ-компетентности учащихся».

    Ознакомившись с этой программой, мы отметили, что младшим школьникам предъявляются серьёзные требования к умениям осуществления самостоятельного поиска и фиксации необходимой информации, умения решать коммуникативные задачи используя средства ИКТ и дистанционного общения, приобретение опыта работы с гипермедийными информационными объектами. Причём эти требования предъявляются на обязательном уровне «ученик научится…», а ещё более высокие требования на уровне «ученик получит возможность научиться…».

    Сегодня владение выпускником начальной школы информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

    Таким образом, изменения, которые несёт с собой новый стандарт зафиксированы в содержании образования и в требованиях к результату образования. Учителя должны быть готовы к этим изменениям, сами должны быть компетентны.

    Для формирования учительской ИКТ-компетентности, в первую очередь, мы отмониторили свой уровень и, по необходимости, ликвидируем пробелы средствами самообучения и взаимообучения, дистанционного обучения. Не будем забывать и о родителях -  они в рамках нового стандарта являются активными участниками образовательного процесса, поэтому с ними мы также ведём работу в направлении формирования ИКТ-компетентности.

    Проиллюстрирую сказанное на нескольких примерах. Большое внимание в стандарте уделено сетевому взаимодействию участников образовательного процесса.

    С целью создания единой образовательной наша школа в этом учебном году стала пользоваться электронным журналом и дневником  с помощью сайта Дневник.ру. Безусловно, это возможность сделать процесс управления образованием более оперативным и удобным. Для освоения этого сервиса многим родителям потребовались наши консультации.

    В этом учебном году на сайте  Началка.ком учащиеся 1-2 классов впервые приняли участие в сетевом проекте «Моя семья – моё богатство». В нём удаленно взаимодействовали дети из разных уголков страны, объединенные общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Мы вместе с детьми и родителями учились работать на веб-доске Stixy, выполняли электронную презентацию «Народные семейные традиции»,  визуализацию итогов мозгового штурма  "Счастливая семья" в сервисе "Облако слов" на Wordle.net. По требованию организаторов проекта дети самостоятельно размещали свои рисунки в фотогалереи сайта. Многое из перечисленного было ново не только для семей-участников, но и для учителей.

    Сегодня мы с вами живём в сетевом обществе, мы живём в Интеренете. Известный исследователь Мануэль Кастельс утверждал, что появление Интернета повлекло за собой начало эры новой свободной коммуникации. Другими словами, мир меняется, меняется качество общения.

    Один из видов коммуникации - сетевое образование, которое значительно расширяет возможности обмена опытом между участниками образовательных сетей; лучший образовательный опыт становится общедоступным – а это  механизм выравнивания образовательного пространства, и реализация одного из основополагающих тезисов стандарта - тезиса равных возможностей.

    Наша школа уже несколько лет дистанционно сотрудничает с Центром развития молодёжи ЭМУ. Ученики приобретают опыт участия в конкурсах, опыт решения компетентностных заданий; учителя отслеживают рост способностей ребёнка в течение всего образовательного процесса, осуществляют мониторинг уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся; родители получают диаграмму индивидуального мониторинга развития своего ребёнка. Осуществляется внешняя оценка результатов образования. Все учителя начальной школы обучаются дистанционно в методической лаборатории «Центра Развития Молодёжи» по актуальным педагогическим темам «Стандарты второго поколения: первые шаги», «Технология развития критического мышления», «Предметные компетентности в стандартах второго поколения». Один из наших педагогов дважды сопровождал дистанционные курсы в качестве тьютора.

    Надо сказать, что учителя Береславской школы активно пользуются преимуществами сетевого взаимодействия:

    -прежде всего, это ресурс методической копилки сетевого пространства, в результате чего каждый учитель имеет свою коллекцию ЦОРов;

    -возможности интернета – это не только выбор необходимой информации из её общего потока.  Блоги, персональные мини-сайты сегодня становятся тем самым новым каналом коммуникации, новым инструментом для общения с коллегами, учениками, их родителями. Сейчас достаточное количество блогоплощадок, на которых можно создавать блоги. Появление блогосферы позволяет нашим учителям размещать свои материалы в Интернет-пространстве, содержательно общаться, обмениваться опытом; участвовать в сетевых профессиональных сообществах.

    Новой и достаточно не простой является организация работы школьного сайта.

    Ещё одним активом интернет-пространства можно назвать возможность пользоваться электронными версиями профессиональных журналов и газет; он-лайн консультации психологов, юристов; возможностью качественного повышения профессионального мастерства в  виртуальных университетах.

    К примеру, в этом учебном году я открыла для себя вебинары и видеолекции сайта Просвещение. Это уникальная возможность он-лайн и оф-лайн общения с разработчиками Стандарта. Лекции Кондакова Александра Михайловича, Чернобай Елены Владимировны, Леонтьевой Маргариты Романовны и других преподавателей московских вузов помогли разобраться в проблемных вопросах.

    Всё перечисленное обогащает информационно-образовательную среду школы. Наличие  школьной типографии даёт возможность при необходимости перевести ЦОРы в методические и дидактические материалы на бумажных носителях.

    Школьная информационно-образовательная среда обеспечивает  школьникам контролируемый доступ к цифровым образовательным ресурсам и Интернету, дети учатся взаимодействовать дистанционно средствами электронной почты, форумов; приобретают опыт выступления с аудиовизуальной поддержкой;

    При проведении уроков, внеурочных занятий мы (кто периодически, кто – систематически) используем электронные ресурсы учебного назначения: 
    1. программные продукты;

    2. интерактивные плакаты, презентации, тесты, игры, тренажёры...; 
    3. электронные энциклопедии.  

    4.возможности классной доски mimio, интерактивный режим которой дает дополнительные возможности управления вниманием детской аудитории.

    В рамках работы ученического научного общества ученики занимаются исследовательскими проектами «Выращивание кристаллов соли», «Изучение плесени – как представителя царства грибов». При проведении экспериментов школьники пользуются цифровым фотоаппаратом, видеокамерой, цифровым микроскопом.

    Использование информационных технологий, несомненно, позволяет повысить эффективность учебного процесса, мотивацию учащихся, но, мы должны помнить, что развитие ИКТ может таить в себе и определенные риски:

    -ухудшение здоровья;
    -Интернет-зависимость;
    -риск информационного насилия и негативного воздействия.

    Поэтому подходить к использованию ИКТ в учебном процессе нужно с точки зрения целесообразности, с позиции «Не навреди». Тандем педагогов и родителей нашей школы ориентирован на то, чтобы сделать информационную среду созидающей, развивающей, обеспечить её безопасность.

    В заключении хотелось бы отметить, что ИКТ-технологии по динамике своего развития очень стремительны. Мы не успеваем освоить одни технические средства, как возникают другие, ещё более интересные и функциональные: хотелось бы познакомиться с цифровыми естественнонаучными лабораториями для младших школьников, активнее осваивать тестирующие программы, три-д реальность. Хотелось бы иметь доступ к Интернету в каждом кабинете; и чтобы не мешали различные мелкие технические проблемы, которые могут свести на нет эффективность урока. Порадовала бы возможность проведения он-лайн-уроков на время карантинов и затяжных морозов. А для этого нужно, чтобы материально-техническое оснащение школы обновлялось, а учитель обладал желанием и умением использовать эти технические ресурсы.

    Предстоит много работы, но мы знаем, дорога возникает под ногами идущего.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    контроль и самоконтроль учащихся начальных классов в свете требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

    В статье разработаны и представлены мною формы и методы контроля и самоконтроля учащихся начальных классов. Актуальность проблемы в том, что приоритетной целью современного школьного образования вмест...

    контроль и самоконтроль учащихся начальных классов в свете требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

    В статье разработаны и представлены мною формы и методы контроля и самоконтроля учащихся начальных классов. Актуальность проблемы в том, что приоритетной целью современного школьного образования вмест...

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

    1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

    1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

    Образование обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта

    Образование обучающихся с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта...