Статья "Развитие творческих способностей на уроках риторики"
статья по теме

Терлецкая Наталья Владимировна

 

          Одной  из  важнейших  задач  современной  школы  является  целенаправленное  формирование  личности  ребёнка.  Развитие  творческих  способностей  учащихся  одно  из  требований,  предъявляемых  к  организации  учебного  процесса  в  школе.  Пробудить  заложенные  в  каждом  ребёнке  созидательное  начало,  помочь  сделать  первые  шаги  в  творчестве – задача  не  из  лёгких.

        Период  начального  обучения  в  школе  заключает  в  себе  огромные  возможности  для  развития  творческих  способностей  младших  школьников.  Следовательно,  задача  школы – создать  такую  обстановку,  в  которой  возможно  максимальное  развитие  этих  качеств  у  ребёнка.

        Важная роль  в  процессе  развития  творческих  способностей  принадлежит урокам  риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_urokah_ritoriki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей на уроках риторики

Одной  из  важнейших  задач  современной  школы  является  целенаправленное  формирование  личности  ребёнка.  Развитие  творческих  способностей  учащихся  одно  из  требований,  предъявляемых  к  организации  учебного  процесса  в  школе.  Пробудить  заложенные  в  каждом  ребёнке  созидательное  начало,  помочь  сделать  первые  шаги  в  творчестве – задача  не  из  лёгких.

Период  начального  обучения  в  школе  заключает  в  себе  огромные  возможности  для  развития  творческих  способностей  младших  школьников.  Следовательно,  задача  школы – создать  такую  обстановку,  в  которой  возможно  максимальное  развитие  этих  качеств  у  ребёнка.

        Важная роль  в  процессе  развития  творческих  способностей  принадлежит урокам  риторики.

Каждый ребенок хочет  творить. На своих  уроках   я  стараюсь  пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни.

  На  уроках  риторики мы очень много рассуждаем, мыслим, излагаем мысли в сочинения, много  работаем  с  рифмой  и  даже  пытаемся  сочинять  стихи.   При  помощи  родителей  мы  организовали  наш  классный  журнал  «Родничок»  и  лучшие  работы  детей  мы  печатаем  в  этом  журнале.  

Диапазон творческих задач на  уроках  риторики  необычайно широк по сложности.  При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуется особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставить, комбинировать и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем, стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творчески мыслящими.

Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами. Пока еще неумело, но, уже достаточно ответственно. Это идет от маленькой детской души. Робкие и несмелые первые работы первоклассников на близкие темы: “Моя игрушка”, “Любимая сказка”, “Моя мама” и др. Постепенно шаг за шагом, год за годом растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют и радуются, удивляют и удивляются сами.

Моя  любимая  игрушка

        Моя  любимая  игрушка – это  львёнок.  Его  зовут  Кузя.  

       У  него  очень  пушистая  рыжая  грива,  чёрный  нос  и  белая  кисточка  на  кончике  хвоста.  Огромные  белые  лапы  обнимают  меня  во  время  сна.  С  ним  я  не  боюсь  спать  одна  в  тёмной  комнате.

       Он  всегда  со  мной.  Даже,  когда  мы  с  родителями  уезжаем  в  деревню,  я  беру  его  с  собой.

       Мама  говорит,  что  мой  Кузя  чем-то  похож  на  меня.  

       Львёнок – не  просто  моя  самая  любимая  игрушка,  это  мой  настоящий  друг!                                                              Рязанова  Настя                                                                                  

Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

Неудавшаяся  поездка

        Во вторник  после  уроков  я  пришла  домой  в  приподнятом  настроении  и  стала  готовиться  к  поездке.  Назавтра  у  нас  намечалась экскурсия  в  Ичалковский  район  на  конезавод.  Мы  хотели  посмотреть  на  лошадей  и покататься.

        На следующий  день    все  ребята  подошли  к  школе  к  одиннадцати  часам.  Пока  мы  ждали  автобус,  мы  поиграли  в  «Кошки – мышки».  Игра  затянулась,  потому  что  автобуса  долго  не было.

        Вдруг  раздался  неожиданный  телефонный  звонок. Учительница  Наталья  Владимировна  поговорила  по  телефону,  а  затем  сообщила  нам,  что  поездка  отменяется.  Дело  в  том,  что  у  нашего  автобуса  по  дороге  к  нам  отказали  тормоза,  и  он  попал  в  небольшую  аварию.

          Вначале  мы,  конечно,  расстроились,  но  потом  почувствовали  

облегчение.  Хорошо,  что  нас  не  было  в  автобусе!  Ведь  мы  могли  пострадать!

         Мы  все  разошлись  по  домам  с  надеждой,  что    в  следующий  раз  обязательно  попадём  на  конезавод.  И  нам  уже  ничто  не  помешает!                                                                              

                                                                                                  Агафонова  Валерия

  Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Дети любят их не только слушать и читать, но и придумывать к ним продолжения, или сами сочиняют сказки и легенды.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми.

Приключения  воздушного  шарика

Жил-был  воздушный  шарик.  Ему  надоело висеть  в  магазине,  он  отвязался  и  полетел. Воздушный  шарик увидел  много  интересного. Оказывается  в  мире  так  много  цветов,  деревьев,  людей,  машин!  

И  вдруг  кто-то  схватил  его  за  ниточку.  Это  была  ворона. Она  понесла  шарик  в  своё  гнездо.  Птенцы  очень  обрадовались.  Они  стали  играть  с  ним.  Один  птенец  задел  клювом  шарик,  большой  воздушный  шар  лопнул,  и  остался  от него  лишь  маленький  клочок  резины. 

                                                                   Наумов Женя

Очень любят  дети  переделывать  сказки,   придумывать  продолжение  известным  сказкам,  смешивать  их  между  собой,  придумывать  сказки  по  данному  началу  или  концу.

Колобок

Жил-был  колобок. Надоело  ему  лежать  на  окошке,  и  покатился  он  

в  лес.  Катится  по  тропинке  колобок  и видит  домик.   А  в  домике  том  жили  кот  и  петух.  Кот  ушёл  на  охоту,  а  петух  остался  дома.  Колобок  закатился  к нему  в  гости.  Сидят  они,  чай  пьют.

Вдруг,  откуда  ни  возьмись,  лиса.  Петух  и  колобок  закрыли  все  окна.  А  лиса  подошла  к  домику,   стала  петь  песенку  и  звать  петуха  на  улицу.

Колобок  сказал:

-  Уходи,  лиса!  Знаем  мы  твои  песенки!

          Покрутилась  лиса  и  ушла  ни  с  чем.

          Когда  кот  пришёл  с  охоты,  рассказали  ему  друзья  о  лисе.  Кот  похвалил  колобка.. Колобок погостил  ещё  немного  и покатился  дальше

 Шутилина  Ксюша                                                                    

Очень  нравится  детям  придумывать  занимательные  рассказы, все  слова  которых  начинаются  с  одной  буквы.

Бедный  барашек  брёл  по  болоту.  Белые  бабочки  бесились. Белки  на  берёзе  боролись  с  букашками.  Бурундук  беседовал  с  бобром.

Кузьминова  Алина

Крохотный  котёнок  купил  курицу.  Курица  кудахтала.  Котёнок  кормил  курицу  котлетой.  Курица  не  кушала,  котлета  кислая.  Котёнок  купил  колосок. Курица кинулась  клевать  колосок.                      Савина  Люба                                                                                        

Очень  эффективным  приёмом  работы  по  развитию  творческих  способностей    являются рифмованные  упражнения.  Работа  над  рифмой  начинается  уже  в  первом  классе.  Начинаю я,  обычно,  эту  работу с  игры «Доскажи  словечко».  Ребята  с  удовольствием    придумывают  рифму  к заданному  слову:

 На-на-на –наконец, пришла весна.
Ну-ну-ну - кошка села на луну.

Со-со-со - с горы скатилось колесо.

        Затем задание  усложняется.  Детям  даётся  не  просто  слог,  а  целая  

фраза. И  ребята  должны  придумать  окончание  этой  мысли,  используя  рифму: В зоопарке  бегемот

Проглотил  ежа  и  вот

1.   Поднял  он  ужасный  крик.

К  острой  пищи  не  привык.

2.  Плачет  бегемот,  кричит.

Ёж  внутри  сидит,  молчит

      Очень  часто  в  своей  работе  я  обращаюсь  к  буриме  (франц.  bouts  rimes – рифмованные  концы).  Создание  четверостиший  на  заданные  рифмы  также  стимулируют развитие  творческих  способностей:

лужок,  ежок,  бережок,  снежок,  ножки,  сапожки.

     1.   Вышел  ёжик  на  лужок

          И  увидел  бережок.

         Не  промокнут  ножки,

         У  ежа  сапожки!

2.   Падал  беленький  снежок.

По  дорожке  шёл  ежок.

Заморозил  ножки,

Не  купил  сапожки.

Пора,  детвора, мальчишки, книжки, задания,  знания                                                                                               

Отдохнула  детвора.

Завтра  в  школу  им  пора.

Взяли  в  руки  книжки

Девчонки  и  мальчишки.

На  уроках  каждый  день

Трудные  задания

Не  ленитесь,  детвора,

Получайте  знания!                                     Акимова  Вита

Позже  появляются и стихи, сочиненные на основе своих наблюдений. Яркие, эмоциональные они передают настроение ребенка.

Я  проснулась  утром  рано

Глянула  в  окошко.

Там  увидела   кота

И  смешную  кошку.

Я  пошла,  почистить  зубы,

Надо  мне  умыться,

Чтобы  могла  я  целый  день

С  кошками  резвиться.                                    Сафарова  Айгуль                                                

     Конечно, не все их можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у детей появляется желание выразить свое отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям в стихотворной форме.

Песенку  весёлую

Вместе  мы  поём.

Про  то,  как  очень  дружно

В  классе  мы  живем!

Класс  наш  очень  дружный

Словно  монолит.

Друг за  друга  в  классе

Каждый  постоит.                                      Пестова  Алина                                      

Дети пишут их искренне, высказывая свои мысли и чувства. Пишут стихи веселые и серьезные, грустные и оптимистические.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которое так хочется разгадать. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Список  использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.
  2.  Пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия»,2002.
  3. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Журнал «Завуч начальной школы»  2001,  №2
  4. Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества в 1–3 классах. -Глазов, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"

Урок риторикиТема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностейЦели: помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;развивать коммуникативны...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...