Формирование УУД в начальных классах.
статья по теме

Статья  посвящена УУД в начальных классах, является более актуальной в настоящее время в рамказ реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ –СОШ №1

Выступление на РМО

по теме «Формирование универсальных учебных действий»

учителя высшей категории

начальных классов

МОУ-СОШ №1

г. Красный Кут

Лимовой Н. А.

г. Красный Кут

2011г.

         Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий  как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. (слайд 3)

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. (слайд 4-5)

     ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания  образования на данной ступени следующим образом:

-формирование основ гражданской идентичности личности;

-формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

-развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

    Способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умения учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают  преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. (Слайд 6)

    В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить 4 блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. (Слайд 7)

    Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:

  1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  2. смыслообразование, связь между целью деятельности и мотивом;
  3. нравственно-этическая ориентация.

(Слайд 8)

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  5. коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия;
  6. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

(Слайд 9)

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

(Слайд 10-11)

Общеучебные УУД:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение  необходимой информации;
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  7. смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации;
  8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера.

Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия (Слайд 12):

  1. моделирование;
  2. преобразование модели с целью выявления общих законов.

(Слайд 13)

Логические УД:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков;
  2. синтез;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  4. подведение под понятие, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

(Слайд 14)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную активность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебной действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обуславливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

(слайд 15-16)

    Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных действий находят отражение в планируемых результатах освоения учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД на примере «Русского языка».

(слайд 17-18 - таблица)

Важнейшим критерием усвоения УУД на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее  будет для него урок. Особое значение приобретает осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения.

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», (пособие)

а также в психолого-педагогической литературе последних лет.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

(Слайд 19)

  1. знаю/могу,
  2. хочу,
  3. делаю,
  4. получу возможность научиться

Таким образом, основными этапами формирования УУД являются:

  1. выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учётом возрастно-психологических особенностей учащихся;
  2. определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся при его реализации;
  3. организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).

Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания учителями значимости этого компонента начального общего образования, взаимодействия с психологической службой сопровождения. Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования УУД. Определение результативности реализации на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать УУД позволят стать современному выпускнику  начальной школы: (слайд 20)

  1. любознательным, интересующимся, активно познающим мир;
  2. владеющим основами умения учиться;
  3. любящим родной край и свою страну;
  4. уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
  5. готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
  6. доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнёра;
  7. умеющим высказывать своё мнение;
  8. выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...