Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации
статья (1,2,3,4 класс) по теме

 

Домашнее задание – самостоятельная работа учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника.

В статье рассмотрены цели и виды домашнего задания, призванные научить учащегося решать проблемные ситуации в школе и дома. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. Надо сделать все возможное, чтобы выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку.

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника, это пример решения проблемной ситуации во внеурочное время. Без домашнего задания невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала.

Главными целями домашнего задания являются:

усвоение фактического материала (закрепление знаний и навыков, полученных на уроке);

усвоение знаний в системе (выделение наиболее существенных понятий или закономерностей, определение последовательности событий);

формирование обобщения (сравнение, анализ, синтез);

применение знаний (практические работы, позволяющие установить тесную связь между теорией и практикой);

контроль знаний учащихся;

нравственное воспитание учащихся.

Учителю при подготовке домашнего задания для учащихся желательно руководствоваться следующими основными правилами:

1. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала.

2. Правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу, а также сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее.

3. Домашнее задание даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания и оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Существуют следующие основные виды домашних заданий.

1. Задания, направленные на развитие знаний, умений и навыков:

- заучивание материала учебника и его пересказ;

- группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению;

- осознание последовательности отдельных фактов и положений;

- ответы на специально поставленные вопросы учителя;

- подготовка к ответу по заданию и плану, данным учителем;

- выделение в тексте основного и второстепенного материала;

- постановка опытов;

- практические работы, решение качественных задач;

- решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

- работа над ошибками;

- письменные ответы на вопросы.

2. Задания, направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

- сочинение;

- самостоятельное составление задач;

- домашние контрольные работы;

- решение нетипичных и нестандартных задач;

- изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание практически всегда побуждает к диалогу, так как у учащихся часто могут возникать проблемные ситуации при выполнении заданий дома:

- соблюдение орфографического режима;

- выполнение упражнений (с чего начать, что надо выполнить, как проверить).

Монолог учащегося, выполнявшего задание дома, переходит в диалог с учителем на уроке.

Очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся. Сообщать или проверять домашнее задание нужно тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Например:

Пример 1.  (Подводящий диалог)

На этапе актуализации знаний на уроке русского языка в 3 классе  по теме «Сложные слова» при проверке домашнего задания учитель говорит:

- В домашнем упражнении нужно было списать текст и подчеркнуть в нем все знакомые орфограммы. (упр.7, стр. 99).

- Какие сложные слова встретились вам в тексте?

- Какие орфограммы вы подчеркнули в слове водохранилище?

Дети отвечают: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, сложное слово, так как в нем два корня.

- Как проверили безударную гласную? Подберите однокоренные слова.

Если дети сами не называют слово водопровод, его предлагает учитель.

Водохранилище, вода, водный, водопад, водолаз, водоем, водосток, водокачка, водопровод.

- Какой корень в слове водопровод?

Возникает проблемный вопрос, мнения детей расходятся.

- Какой смысл имеет корень –вод-?

Все, что связано с водой, вода - жидкость.

- А в слове провод какой корень? Как определить корень? Какой смысл имеет этот корень?

- Действие, движение.

- Подберите однокоренные слова с корнем –вод- .

Водить, проводить, приводить, заводить, переводить, наводить.

Подбирая однокоренные слова, дети приходят к выводу, что про-  это приставка с безударной гласной. Учащиеся удивлены тем, что в сложном слове после корня может быть приставка.

- Какая же тема нашего урока сегодня, догадались?

Дальше ведется работа по новому материалу «Безударная гласная в приставке».

Пример 2. (Побуждающий диалог)

Урок математики в 3 классе. «Деление на однозначное число» (случаи с нулем  в частном).

Дома дети решали задачи в «блиц-турнире». Учитель предлагает подставить в одну из задач вместо буквенных обозначений числовые. (Х=428)

Торт стоит а рублей, а пирог в 4 раза меньше. На сколько торт дороже, чем пирог?

428:4=17          428:4=122          428:4=107

- Почему получились разные ответы? Никто не может ответить. Возникает ситуация интеллектуального разрыва. Как решали? Как надо действовать по алгоритму? Сколько цифр будет в частном?

Чем будем заниматься сегодня на уроке?

Пример 3.

На этапе рефлексии знаний. Урок русского языка в 3 классе. Тема урока «Непроизносимые согласные».

Дома дети выполняли задание, в котором надо было вставить пропущенные буквы.

Учитель: -Выберите из домашнего упражнения слова, которые подходят к сочетаниям звуков в транскрипции на доске.

рц             сн          зн         ст

- Почему вы выбрали разные слова? Воспользуйтесь подсказкой (на доске открываются буквосочетания          рдц           стн        здн        вст.

Сердце, крестная, участливый, интересно, прекрасные, праздник, знакомые, чувства, здравствуй, настольный.

Какую орфограмму мы проверяем в названных словах? Почему же непроизносимые гласные так называются?

Они не произносятся, в таких словах букв больше, чем звуков.

Выводы

Домашнее задание можно дать по любому предмету в любом разделе программы и на любом уроке.

Домашнее задание, как и все педагогические мероприятия, должно служить развитию личности учащегося.

Домашнее задание – одно из звеньев цепочки, которое ведет учащегося к успеху, повышает учебную мотивацию.

Домашнее задание – это диалог учащегося с самим собой, с книгой, с родителями, с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Создание на уроках проблемных ситуаций

Методические рекомендации знакомят с приемами создания проблемных ситуаций на уроках...

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, ...

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников

Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, р...

Сообщение "Домашнее задание как средство формирования прочных учебных компетентностей обучающихся"

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности...

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся

В данной статье изложены разные взгляды  на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны....