Создание на уроках проблемных ситуаций
статья на тему

Барсукова Анна Ивановна

Методические рекомендации знакомят с приемами создания проблемных ситуаций на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_sozdaniya_problemnoy_situatsii.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Методы постановки учебной проблемы.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  • побуждение к созданию противоречия;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

  • яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  • актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Методы решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее
побуждение

К любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?

К плану проверки:
- как можно проверить гипотезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы).

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

2. Подводящий к открытию знания диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации

Домашнее задание – самостоятельная работа учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника.В статье рассмотрены цели и виды домашнего задани...

Создание проблемной ситуации и выход из неё на уроке математики (фрагмент урока)

Данный фрагмент урока может быть использован на уроке математики при введении нового знания на уроке математики. При подготовке данного урока был исползован учебник Л.Г.Петерсон...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...