Статья " Как создаётся успех учеников на уроке"
статья (4 класс) на тему

Редькина Татьяна Анатольевна

В статье представлен мой опыт работы по данной теме и шесть правил,применяемых мною  на уроке,  по созданию  ситуации успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 г. Озёры Московской области

               Доклад

«Как создается успех учеников     на уроке»

                       Подготовила: Редькина Т.А.,

                                                             учитель начальных классов

     Технология создания ситуации успеха на уроке.

Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося (учителя) от результата своей деятельности, который либо совпал с её ожиданиями и надеждами, либо превзошёл их.

   Потребность в высокой самооценке и ориентации на успех заложены в нас изначально.

  Часто дети любят такие ситуации, где необходим риск, можно проявить максимум способностей и умений.

  В своей работе я использую такие технологические правила создания ситуации успеха на уроке.

  1. Создание атмосферы радости, одобрения.

Это подбадривающие слова, мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же, как и открытая поза и  доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»?

Или: улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная)

        - Я в школе на уроке.

        - Сейчас я начну учиться.

        - Я радуюсь этому (пауза)

        - Внимание моё растет.

        - Я, как разведчик, все замечу.

        - Память моя крепкая.

        - Голова мыслит ясно (пауза)

        - Я хочу учиться.

        - Я готов к работе.

        - Работаю.

Или так: поделитесь своими улыбками друг с другом и послушайте, чем мы будем заниматься на уроке.

Сначала мы все вместе восхитимся глубокими знаниями таблицы умножения и деления, а для этого проведем маленький устный опрос.

  Потом попробуем ответить на вопрос : « Можно ли измерить площадь прямоугольника?»

  Затем потренируем мозги  и решим задачи.

 И, наконец, «вытащим» из тайников памяти кое-что ценное, а именно, умение решать примеры на порядок действия.

Или. Здравствуйте, мне очень нравится…

- как вы подготовились к уроку;

- как вы выполнили контрольную работу;

-как вы написали изложение;

- и т. д.

2правило. Снятие страха перед предстоящей деятельностью.

Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

   Крайне необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих.

      Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.

Например: преодоления барьеров, мешающих продуктивным действиям, являются карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы                    (дифференцированный подход) карточки с секретом  или с дополнительными пометками. Проверяя выполнение своего задания, дети видят появляющиеся числа – ответы. Радостные улыбки, глаза учеников – это ли не успех на уроке.

3правило. Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что  и в какой последовательности должны делать ученики.

   Например: на уроке перед детьми был поставлен вопрос « Можно ли найти площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я предложила им самим попробовать это сделать.

1 задание – построить большую геометрическую фигуру из маленьких квадратов.

2задание  - вспомнить, что такое площадь и как её измерить.

Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

Ученики работали в группах. А работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

4правило. Внесение мотива.

Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет правило                     «внесение мотива». Если вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объяснения, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив, и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима помощь.

   Внимание мотива может осуществляться на разных этапах создания ситуации успеха: в самом начале, когда еще даже не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих; в процессе реализации технологического алгоритма, чтобы усилить значимость предстоящей деятельности; после выполнения задания, для того чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

5правило. Персональная исключительность ребенка.

  Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребенка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности.

Например: после самостоятельной работы дети оценивают сами свою работу и свое настроение в данный момент. Выходят к доске и прикрепляют  «мордашки» к таблице:

Я выполнил всё правильно

У меня одна ошибка

У меня две ошибки        и т. д.

Или так: отработка умений видеть сильные стороны, положительные качества у любого человека начинается с комплимента. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого  человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.

6 правило. Заключительная оценка.

Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным.

Например: научить оценивать детей в деятельности, обращаясь с такими словами:

- « Особенно тебе удалось….»

-выразительно прочитать этот отрывок;

-решить задачу;

-пересказать;

- и т. д.

 или

- « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»..

Отсюда можно сделать вывод, что ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черты характера, изолированности а группе, лености и склонности к разрушению

                                             Литература:

  1. Анцибор М.М. «Активные формы и методы обучения», Тула, 2002г.
  2. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной школе», 1985г.
  3. Интерактивные методы обучения, Учитель 2004г, №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»

Мастер-класс для семинара директоров МОУ Оханского района «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»...

успехи учеников

участие в международных конкурсах...

Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной  целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...

Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"

    После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...

Формула успеха ученика /статья/

Каждый родитель хочет, чтобы его  ребенок стал успешным. Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться.  И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают ус...

Конспект урока 2 класс «В чём секрет успеха ученика».

Конспект урока 2 класс «В чём секрет успеха ученика»....

Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...