Главные вкладки

    Входная диагностика (для первоклассников)
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Шишкова Татьяна Владимировна

    Входная диагностика для первоклассников. Проходит в несколько этапов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_etap_adaptatsii.doc179.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Особенности проведения педагогической диагностики

    Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребёнку основной целью учителя должно стать не обучение определённому действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребёнку в процессе выполнения работы.

    Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа.

    Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах.

    Второй этап - индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.

    Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время, нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребёнку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

    Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребёнка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования ( см. ниже).

    При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

    Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

    На каждой парте сидит один ребёнок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.

    Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

    Рассаживая детей по местам, необходимо  обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

    Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, то нужно оставить это задание и сразу перейти к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание."

    Каждое задание даётся в точном соответствии с инструкцией, никаких слов "от себя" добавлять не нужно.

    Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

    Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.

    На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёя минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить! детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

    Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

    Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учётом 3-5-минутной паузы).

    Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у вас всё замечательно получается!".

    Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

    При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

    После проведения 1-го этапа педагогической диагностики проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятностную причину каждой ошибки.

    Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше - если родители подождут за дверью, или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребёнка, не делали ему замечаний.

    Приглашая ребёнка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

    Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребёнка не могли слышать другие дети.

    Данные индивидуальной педагогической диагностики - результаты выполнения  заданий и уровень оказанной ребёнку помощи - необходимо сразу же заносить в протокол обследования.

    Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20 минут.

    В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребёнка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) даётся несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

    Оценивание выполнения заданий построено с таким расчётом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

    3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1-м классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углублённую программу обучения. *

    2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребёнка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1-м классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно, либо с незначительной помощью учителя.

    1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.**

    * Материалы подобного рода содержатся в тетрадях "Я учусь писать и читать","Я учусь считать". М. Изд. центр "ВентанаТраф", 2001.

    ** Система работы с этими детьми подробно изложена в книге Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы". Беседа "Чтобы не возникли трудности" М.:Изд.центр"Вентана-Граф", 2001.

    Данные педагогической диагностики не могут, конечно, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребёнка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребёнка. Вместе с тем, педагогическая диагностика позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребёнка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

    Диагностическое обследование,

    определяющее готовность детей к школьному обучению

    1 этап - фронтальное обследование

    Задание 1.

    Цель: выявить умение передать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

    Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию)."Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

    Оценка выполнения задания.

    3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

    2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма  фигуры  схвачена хорошо,   но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

    1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

    0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

    В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок"-" в дополнение к баллу

    Задание 2.

    Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверить умение пересчитывать клеточки.

    Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой части листа" (указывается место для выполнения задания). Внимательно слушайте и аккуратно выполняйте задания:

    1)  Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной  клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

    2)  Возьмите синий карандаш. От красной клетки  отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

    3)  Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

    4)  Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом."

    Оценка выполнения задания.

    3 балла - все выполнено верно;

    2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

    1  балл - выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта);

    0 баллов - задание не выполнено;

    В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".

    Задание 3.

    Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; в соответствии с правильным пониманием текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

    Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3)."Посмотрите на свои листки. Внимательно слушайте и аккуратно выполняйте задания".

    1.  На полянке играют три девочки и два мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить).

    2.  В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - выполнены верно обе задачи;

    2 балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

    1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

    0 баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

    Задание 4.

    Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

    Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника." "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат и выполните задания:

    Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата

    Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

    Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

    Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата."

    Оценка выполнения задания

    3 балла - все выполнено  верно;

    2 балла – выполнено  верно 2-3 пункта задания;

    1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

    0 баллов - задание не выполнено.

    Задание 5.

    Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявить способ сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

    Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники" (указывается рисунок к заданию 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - сравнение проведено верно;

    0 баллов - сравнение проведено неверно.

    Задание 6.

    Цель: выявить умение классифицировать; умение находить признаки, по которым произведена классификация.

    Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка"(указываются рисунки к заданию 6 ). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию."

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - линия проведена правильно (к зверям);

    0 баллов - задание не выполнено.

    Задание 7.

    Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

    Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания."

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - правильное выполнение задания;

    2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет;

    1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з]);

    0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

    Задание 8.

    Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

    Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком."

    Оценка выполнения:

    3 балла - правильное выполнение задания;

    2 балла - отмечено слово «волк»;

    0 баллов - задание не выполнено или отмечено слово «утёнок».

    II этап - индивидуальное обследование.

    Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием.

    Задание 5- И.

    Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

    Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом - нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания. В этом случае нужно сразу изменить оценку, полученную в ходе группового обследования (ставится 2 балла).

    В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить "Чего больше, кругов или треугольников?"

    Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки ставится 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение - ставится 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

                Задание 6 - И.

    Если ребенок ошибся при выполнении задания № в во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит. «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа. «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставится 2 балла).

    Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку (0 баллов), полученную в ходе группового обследования и ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется.

    Задание 7 - И.

    Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

    1)  Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

    2)  Вернуться к заданию Ns 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

    Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

    Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с) картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

    Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

    Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. О баллов ставится за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания.

    Задание 8 - И.

    Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание «В слове "мак" три звука. Я скажу слово и покажу, где "живёт" каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

    Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию Ms 8 (жук, волк, утёнок) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.

    Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?».

    Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла).

    Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием - оценка не изменяется (ставится 0 баллов).

    Данные педагогической диагностики позволят Вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.


    Бланк обследования

    МОУ СОШ №41

    Учитель__________________________________________________________

    Дата____________

    Ф.И.

    обучающегося

    Месяц, год рожде-

    ния

    Пол

    (мал. дев.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Всего

    Примечания*

    1 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    22

    23

    24

    25

    *Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «примечания» Вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменён с 0 на 1»

    Дата__________ Ф. И.______________________



                                                                         



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Входная диагностика УУД

    Рекомендации к проведению диагностики  Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий...

    Входная диагностика 1 класс 2 этап

    Входная диагностика 1 класс 2 этап...

    Входная диагностика 1 класс 3 этап

    Входная диагностика 1 класс 3 этап...

    Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу

    Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу...

    Входная диагностика 1 класс

    Методическая разработка по теме: «Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников к обучению в школе»...

    Входная диагностика будущих первоклассников

    Данная разработка позволит полностью продиагностировать готовность первоклассников к обучению в школе....

    Входная диагностика первоклассников

    Входная диагностика предметных и метапредметных  УУД...