Доклад "Специфика нового урока"
статья на тему

Шашаева Юлия Константиновна

Выступление на методическом семинаре "Педагогические дискуссии "Новый урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

(Педагогические дискуссии «Новый урок»)

«Специфика нового урока»

Шашаева Ю.К.

учитель начальных классов

«МОУ-СОШ с.Б.Дмитриевка

Лысогорского р. Саратовской обл.»

        Важнейшие задачи образования в начальной школе - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной, реализуются в процессе обучения всем предметам.  В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
       Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

      И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

        Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

  1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
  2. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы  поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

- усиление его социальной направленности;

- практическая ориентированность образования;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

В современном обществе происходило становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная (классно-урочная); модель технологизации образования; модель компетентностного подхода.

Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели – модели компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

- базовые компетенции;

- опыт ребёнка;

- умение решать жизненные ситуации;

- психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомню определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.

Приведем базовые компетентности педагога.


п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели оценки

компетентности

1. Личностные качества

1.1

Вера в силы

и возможности обучающихся

– Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

– Осуществлять грамотное педагогическое оценивание;

– Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.

1.2

Интерес

к внутреннему миру

обучающихся

Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

– Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

– Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается.

1.3

Открытость

к принятию других позиций, точек зрения

(неидеологизированное мышление педагога)

 Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

– Убеждённость, что истина может быть не одна;

– Интерес к мнениям и позициям других;

– Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

1.4

Общая культура

Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

– Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

– Знание материальных и духовных интересов молодежи.

1.5

Эмоциональная

устойчивость

– В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

– Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.

1.6

Позитивная

направленность на педагогическую деятельность.

Уверенность в себе

– Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

– Позитивное настроение;

– Желание работать;

– Высокая профессиональная самооценка.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение перевести

тему урока в педагогическую задачу

– Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

2.2

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

– Знание возрастных особенностей обучающегося.

3. Мотивация учебной деятельности

3.1

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

– Знания возможностей конкретных учеников;

– Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

– Знание многообразия педагогических оценок;

– Знакомство с литературой по данному вопросу;

– Владение (применение) различными методами оценивания.

3.3

Умение превращать

учебную задачу в личностно значимую

– Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;

– Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

4. Информационная компетентность

4.1

Компетентность

в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога.

 - Владение методами решения различных задач;

– Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

4.2

Компетентность в методах преподавания

– Знание нормативных методов и методик;

– Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;

– Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;

– Использование в учебном процессе современных методов обучения;

4.3

Компетентность

в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

– Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

4.4

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

– Профессиональная любознательность.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать

образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

 

– Знание образовательных стандартов и примерных программ;

– Обоснованность используемых образовательных программ;

– Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

5.2

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

– Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

– Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

– Развитость педагогического мышления.

Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями?

Овладение базовыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку:

1. Дидактические требования: 

  1. Чёткое формирование образовательных задач
  2. Определение оптимального содержания урока
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования: 

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  2. Особенности самоорганизации учителя
  3. Организация познавательной деятельности
  4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
  5. Организованность учащихся
  6. Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока: 

  1. Урок должен быть эмоциональный
  2. Темы и ритм урока должен быть оптимальным
  3. Полный контакт учителя и учащихся.
  4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Смена видов деятельности
  6. Обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока: 

  1. Температурный режим
  2. Проветривание
  3. Освещение
  4. Предупреждение утомления
  5. Чередование видов деятельности
  6. Физкультминутка
  7. Правильная рабочая поза учащихся.
  8. Соответствие росту школьной мебели.

Рассмотрев  дидактические модели современного урока,  отмечу, что новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. Такой подход получил в педагогике название системно-деятельностного, развивающего.            - знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация, которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;  

            - ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия;          

            - освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;

- теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач, значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;

- учитель целенаправленно организует освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;

- реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;

- метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат  критериальному оцениванию.

При подготовке занятия на системно-деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:

     1.    Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?

     2.  Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?

     3.  Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?

     4.    Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?

  1.  Какой учебный материал для этого нужен?

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИИ

1. общее представление об изучаемой теме;

      2. ознакомление  с  целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие  в  ее  определении (Что узнаю? Что научусь делать?);

      3. проблемная ситуация, которая приводит к осознанию -

      4.  границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;

      5. что  надо  сделать, чтобы решить проблему?  - формулировка с помощью

          учителя учебной задачи;

  1. что получится в результате решения учебной задачи? - какой  образовательный

продукт  будет  получен? (составим план, заполним таблицу…);

      7.  по каким критериям будем оценивать образовательный продукт?

      8. планирование действий;

      9. исполнение;

    10. оценка и самооценка;

    11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.

     Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Очевидно, что традиционные формы ведения урока сегодня недостаточны для реализации нового социального заказа общества. Теперь задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока.

Сегодня при подготовке и проведении уроков  необходимо использовать системно-деятельностный подход как отвечающий требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый урок в школах

В школах Кубани появится новый урок...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность...

«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...