Экологическое воспитание и его влияние на воспитательный процесс
статья по теме

Наталья Александровна Трофимова

Доклад по вопросу экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание и его влияние на воспитательный процесс

                Трофимова  Н.А.

Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры  во всех видах  человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

С каждым годом загрязняются всё  больше воздух, вода, почва. И это, в  итоге,  не может не сказываться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Стоит вопрос не только о  будущем страны, но и о человеческой цивилизации вообще. Конечно, современный человек никогда не откажется  от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходиться задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили  вред, приносимый  окружающей среде.  Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и  экологической культурой важно начинать  с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в  школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната– формирование экологической культуры.    Это формирование знаний о природе, умений  мыслить и  строить свою деятельность в природе  на основе природосохранения,  целесообразности, экологической оправданности, соблюдать  нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

      Задачи экологического воспитания:

  1.  Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
  2. Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
  3. Развивающие – развитие  умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору  мер  защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды,  по сохранению и укреплению  здоровья

Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:

  1. Эстетическое восприятие
  2. Отзывчивость на проявления природы (интерес)
  3. Познание мира природы
  4. Практическое взаимодействие с миром природы

Инструментарий педагогов, используемый в воспитательном процессе: методы, формы работы и средства для достижения цели  экологического воспитания.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная  и др. в природе);  методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные:  групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические  декады и др.

Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства ( фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства,  средства компьютерных технологий  и  др.

Экологическое воспитание в интернате начинается с самых  простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем. «А как  ты бережёшь воду?» -  спрашиваем мы детей.

В продолжение этой темы проводилось занятия на тему  «Чистая вода - основа жизни». Презентация слайдов о состоянии водоёмов, факторах, влияющих на качество воды, наглядность  и доступность материалов   заставили детей задуматься над существующей проблемой, своих возможностях по сохранению чистой воды в интернате.

Занятие о  природе края «Животный мир в опасности. Красная книга».  Вместе с детьми вырабатывали правила поведения в лесу.

Занятие «Природа нашего края». Беседа с  показом слайдов о красоте природы в  разные времена года, ребята узнавали растения, цветы, деревья в дидактической игре. Воспитание эстетических чувств – важный компонент экологической культуры.

Экологическое воспитание неотделимо от  других  направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. Особое значение уделяется  здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это,  в первую очередь,  сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни,  повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые  вода и воздух.  Учим детей  задумываться о своём  отношении  к вредным  привычкам,  полезны  ли некоторые «вкусные»  продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. В группе прошли занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные».

Трудовые дела во дворе школы, операции «Чистый двор»,  субботники дают возможность получить практические умения  и навыки  деятельности в природе.

Дидактические игры –  отличное средство систематизации и  закрепления знаний о природе. Они проводятся с ребятами индивидуально или группой на занятиях или в досуговое время.

Большую роль в экологическом воспитании наших детей играют экскурсии, выезды на природу, наблюдения в природе. Здесь природа, и её объекты выступают мощными средствами воспитания, формирования знаний о природе, экологического мышления, поведенческого компонента, воспитания чувственной сферы личности. 

К. Д. Ушинский писал:» …Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Нельзя не упомянуть об экологии  школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды.   От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми,  вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит  эмоциональное  и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива  воспитанников и сотрудников.  Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате,  систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят  в  сменной обуви.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического воспитания в школе-интернате I вида позволила коллективу воспитателей определить содержание воспитательного процесса, выбрать методы,  формы, средства воспитательного взаимодействия с обучающимися. А условия  единого учебно-воспитательного процесса школы обеспечивают результативность проводимой работы  по формированию экологической культуры личности неслышащего воспитанника.

Наиболее  эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры являются экскурсии, труд в природе, занятия с детьми и мероприятия на экологические темы. Они позволяют показать детям  природные связи, формируют у них личностное отношение к природе, формы экологического и нравственного поведения. Дети приобретают практические навыки и умения деятельности в природе, сохранения своего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"

Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе....

"Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

Василий Андреевич Сухомлинский  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...