Главные вкладки

    Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты
    статья по теме

    Абдрахманова Айгуль Маратовна

     

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

          Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

         Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  

         Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

         Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

         Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

         Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.      

         Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

    - оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

    - улучшить условия для развития ребёнка;

    - учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

         

         Виды и направления внеурочной деятельности.

         Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

    1) игровая деятельность;

    2) познавательная деятельность;

    3) проблемно-ценностное общение;

    4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

    5) художественное творчество;

    6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

    7) трудовая (производственная) деятельность;

    8) спортивно-оздоровительная деятельность;

    9) туристско-краеведческая деятельность.

    В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

    1) спортивно-оздоровительное;

    2) художественно-эстетическое;

    3) научно-познавательное;

    4) военно-патриотическое;

    5) общественно полезная деятельность;

    6) проектная деятельность.

    Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.

         Общественно полезная деятельность в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

    Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

    Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

    Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

    Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

    Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

    Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

    Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.      

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

    Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых  немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

    Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

    2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

    3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

    Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

    • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

    • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

    • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

    • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

    • оценивать качество программ внеурочной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

    Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности для достижения необходимых образовательных результатов. Для 8 вида.

    Цель: сформировать социальный опыт обучающихся на выходе в среднее звено.Задачи: ·        Организация кружковой работы.·        Вз...

    Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

    Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личн...

    Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

    Слайд 1  В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2   Есть мнение, что п...

    Доклад «Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного»

    Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного.Чтобы овладеть неродным языком,необходимо постичь другой мир…А.МартинеФе...