Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Макаренко Наталья Александровна

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur.deyat_makarenko.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макаренко Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБУ школа№1 им.В.Носова

г.о. Тольятти, Самарская область

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.

На организацию внеурочной деятельности отводится 12 часов в неделю. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, игр, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность в классе представлена следующими направлениями работы:

  • спортивно-оздоровительное (ЛФК, «Подвижные игры», «Все цвета, кроме чёрного»);
  • художественно-эстетическое (кружок «Умелые руки»);
  • научно-познавательное («Мой друг - компьютер» (1-2 класс), «Я-исследователь» (3-4 класс), «В мире книг», кружки «Занимательная математика», «Школа волшебников», «От идеи до проекта»);
  • духовно-нравственное («Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» (3-4 класс); «Этика: азбука добра», кружок  «Я и толерантность» (1-2 класс).

Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.

П - Проблема

Р – Решение  решается

О – Общение опытом

Е – Единство единством

К – Коллектив команды

Т - Творчество творчеством    

Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме;
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
  • в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
  • в обсуждении собранного материала;
  • в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.

В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.

Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), творческие проекты.

Коллективно-творческие работы. Например, КТР (изготовление панно) «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».

Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная  творческая работа (КТР) «Дерево нашего класса».

Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.

Этапы проведения КТР:

  • на первом  внеклассном занятии по теме « Давай познакомимся»  рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра «Кто я?».
  • изготовление на занятиях кружка «Умелые руки»  коллективной  аппликации «Дерево», кроме дубовых листочков.
  • на втором занятии крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся (рассказывание о себе).
  • поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива «Дружная семейка», девиз: «Двадцать один не один – в обиду не дадим»

В результате КТР  дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.

По аналогии было выполнено КТР «Московский Кремль» (панно) «Мы прилетели на другую планету».

Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. «Безопасность на дорогах».

Этапы проведения проекта.

Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный  вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?

Обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)

Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая  - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.

Обсуждение и составление плана работы учащихся  в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.

Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.

Выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции   «Письмо водителю нарушителю».

Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.

Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают  оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).

Оценочный лист проекта

Группа №__

Тема проекта ___________________

Этапы выполнения проекта

Оценки

1. Исследовательский (Сбор информации)

2. Практический (Работа в группе)

3. Творческий (Защита проекта)

4. Самооценка

Итоговая оценка

Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.

В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.

В  2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных  классов и родители)   межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году».  Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой    рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников,  редактором которой я являюсь.

За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители  помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».

Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных  научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в областной акции «Учись быть пешеходом» городской конкурс газет и журналов» (II, I место), в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», во V всероссийском конкурсе «В мире прекрасного» в номинации исследовательских работ и проектов (I место), и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи»,  которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.

В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.

С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Представление результата исследования проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты. Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. В своей работе  считаю традиционными праздники народного календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха» при подготовке которых ребята проделывают большие исследования. Данные исследования помогают ученикам познакомиться с национальными традициями русского народа, узнать об истории возникновения этих традиций, технологию проведения таких праздников и ощутить своё присутствие и участие в праздниках народного календаря.

Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Будь природе другом!» сыграл огромную роль в нравственном воспитании младших школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной Земли, формирование экологической культуры.

В рамках проекта ребята изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет  проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета (синий, желтый, зеленый). Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу

Работу обобщили в виде электронного наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами  поделились с учащимися начальной школы.

Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать,  узнавать что-то неизвестное. «Баба-яга: кто она?», «Почему самолёт оставляет след в небе?», «Наша пища и витамины», «Вес школьного портфеля», «Какие бывают правила?»  - вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали  на  школьных и городских НПК.

Организация поисково-исследовательской деятельности в воспитательной работе  для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.

Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Реферат «Проектная деятельность как способ организации внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью»

Реферат раскрывает понятие "Что такое проект?", виды проектов, организация проектов с учащимися с ИН....